Советы дефектолога

Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей

11.01.2021

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, весёлым, физически развитым. Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения всесторонне влияют на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего детского организма.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма,  углубляют дыхание, улучшают лёгочную вентиляцию. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной  системах, приводящих к эмоциональной напряженности и неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, и также к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной систем и , следовательно, к снижению работоспособности.

Дети должны усваивать показанное взрослым движение и уметь действовать в соответствии с образом также ловко, быстро, технически правильно. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от условий, сложившихся в данный момент.

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных  видов движений, использование их детьми.

Прыжки, упражнения в ходьбе и беге способствуют при определенных условиях формированию важного для жизни качества – выносливости.

Важна роль постоянного примера  окружающих  его взрослых, родителей, воспитателей, старших сестер и братьев и сестер для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой. Дети интересуются результатами своих действий: научился отбивать мяч, прыгать через скакалку, забивать мяч в баскетбольное кольцо.

Особый интерес у детей вызывают действия со спортивным инвентарем: санки, лыжи, коньки, велосипед, самокат, роликовые коньки. Причем ребенок может заниматься долгое время, что способствует выработке выносливости, укреплению различных мышечных групп, координации движений, развитию равновесия.

Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на стремление детей заниматься физкультурой и спортом в свободное время всей семьей. Формы здесь бывают разные: туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

 Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное  выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и.т.д. Например: экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности  мелкой моторики пальцев рук.   В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым  соответствующие отделы мозга, можно активизировать соседние зоны, отвечающие за речь. Поэтому большая работа в коррекционных группах направляется на физическое развитие и укрепление здоровья детей, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие, на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития

  • Подойдут простые игры с мячом. Важно помнить, что чем меньше мяч, тем ребёнку сложнее. Мячики могут отличаться по весу, могут быть гладкие или массажные. Также можно на некоторых упражнениях использовать самодельные небольшие мешочки с песком или другим сыпучим материалом. Если у вас есть любая балансировочная спортивная доска, то она также подойдёт для занятий. Упражнение повторяется на обе руки (обязательно).
  1. Подбрасываем мячик вверх двумя руками, ловим двумя. Подбрасываем мячик одной рукой, ловим двумя. Подбрасываем мячик одной рукой, ловим одной.
  2. Ловим отскок мячика от пола. Двумя руками. Одной рукой.
  3. Бросаем мячик друг другу.
  4. Перебрасываем мячик из руки в руку.
  5. Поднимаем руку, отпускаем мячик, тут же его ловим захватом сверху. Ловим только одной рукой.
  6. Подбрасываем мячик, хлопаем в ладоши, ловим мячик.
  7. «Жонглируем» двумя мячиками.

Усложнение происходит постепенно. Сначала от большого мячика к маленькому. Потом тоже самое выполняем на доске с большим мячиком. Потом с маленьким. Далее можно постепенно добавлять счётные операции.

  • Крутиться на стуле;
  • Качели, качалки, карусели, батут;
  • «Дартс» (магнитный), «Городки», «Летающий диск» (фрисби), «воздушный змей»;
  • Лепка, конструирование, пальчиковые игры и гимнастика;
  • Танцы, пение, игра на музыкальных инструментах;
  • Езда на велосипеде, самокате;
  • Игры и упражнения для развития координации, равновесия («классики», «догонялки», «прятки», «море волнуется» и т.д.), спортивные эстафеты (ходьба по бревну, прыжки с кочки на кочку, движение в определенном направлении, по извилистой линии и т.д.);
  • Регулярные прогулки пешком с активизацией речи;
  • Соблюдение техники безопасности и режима дня.
свернуть

Готовимся к школе Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет, имеющих речевые нарушения

Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.

У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой.

 

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

 

 

«Магнитофон»

 

Предложите внимательно прослушать и чётко повторить за вами ряд слогов.

Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба; са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.

«Знайка»

 

Предложите прослушать и назвать по очереди все звуки в словах УХО, МАК. Слова проговаривайте тихо, но чётко и медленно.

Предложите сравнить слова: КОТ – КИТ, ДОМ – ТОМ, БАБКА – ПАПКА.

Спросите, какими звуками они отличаются?

«Внимательные ушки»

 

Предложите прослушать слова и хлопать в ладоши в тот момент, когда ребёнок услышит слова, например, на звук Ц.

Цветок, свет, темнота, цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля, шапка, тяпка.

«Юные поэты»

 

Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы.

«Шутки-минутки»

Взрослый читает  строчки из стихов, заменяя буквы в словах, предлагает ребенку  найти ошибку и исправить её.

Хвост с узорами, Сапоги со шторами. Кот плывёт по океану, Кит из блюдца ест сметану.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

«Послушай и назови нужное слово»

 

Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, предлагает ребенку назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке — Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука. З Заяц, заяц, Чем ты занят? Кочерыжку Разгрызаю. А чему ты, заяц рад? Рад, что зубы не болят.

«Назови одинаковый звук в словах»

 

Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос — предлагает ребенку назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

«Назови первый звук в слове»

Взрослый показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назови первый звук в слове». Обращать внимание ребенка на то, что звуки надо произносить чётко. Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».

 

 

«Добавлялки»

Предложите ребенку образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова.

Например: звук Ш ..уба (шуба), ..апка (шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

«Паучок»

Взрослый читает стихотворение, предлагает ребенку отхлопать по слогам названия животных. На невидимой тропинке Ой, смотрите, паутинки. Это хитрый паучок Свой развесил гамачок. И позвал наш паучок Всех друзей на гамачок Приходили к паучку Мотыльки, кузнечики, Пчёлки и шмели, Бабочки-красавицы, Мухи и жуки. Наигрались, насмеялись, А потом все разбежались.

«Поймай слово»

Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а ты составь из них слово: К-О-М-А-Р — комар, Ж-У-К — жук, О-С-А — оса, М-У-Х-А — муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А — бабочка…

«Разбросай слово»

Взрослый предлагает ребенку  самому разделить слова на звуки: каша — К-А-Ш-А, дом — Д-О-М, бумага — Б-У-М-А-Г-А…

Подготовила: учитель-дефектолог Колоскова Валентина Валерьевна

Источник: http://logopedia.by/?p=3198

свернуть

Развивающие игрушки, сделанные своими руками

Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы.

Они отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот несколько советов для не ленивых родителей и о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игры.

Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте острым ножом на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли). Коробки из-под фотопленки, шариковых дезодорантов. Универсальные емкости. Можно наполнить их крупами, чтобы научить малыша слушать и различать различные звуки; "пахучими" веществами (кофе, корицей), чтобы развивать обоняние. Можно сделать коробочки разного веса.

"Волшебный мешочек". С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.

Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, малыш развивает тактильную чувствительность.

Пустая железная банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.

Полая картонная труба. Через нее можно переговариваться с малышом.

Аудиозаписи звуков окружающей среды. Запишите на диск различные бытовые шумы и звуки: звонок телефона, шум льющейся воды, гудок машины. Слушая их, малыш будет запоминать звуки.

Альбом с фотографиями ребенка. На этих фотографиях ребенок может сидеть, стоять, спать и т.д. Рассматривайте альбом и называйте действия ребенка (глагольный словарь).

Крупные бусы, бигуди, колечки, деревянные бусины и леска для нанизывания. Игра развивает мелкую моторику и глазомер.

Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность,а так же кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).

"Пальчиковый" бассейн - пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.

Яркий пластиковый поднос и манка. Малыш может рисовать пальчиком по крупе, проводить линии.

Коробка с песком. Ребенок может играть с песком не только летом!

"Шершавые" геометрические фигуры. Вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон, такие фигуры помогут малышу запомнить их, "опираясь" на тактильную память.

Тактильные "коврики". Возьмите кусок плотной материи и нашейте на него пуговицы разных размеров, кусочки меха, мочалку, губку, пластмассовые колечки. Ребенок может перебирать и трогать их.

Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Малыш может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы. Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.

Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и силу пальцев руки.

Кусок ковролина с гладким ворсом и картинки с липучкой. Можно сделать несколько наборов картинок (фрукты, овощи, одежда, транспорт). Прикрепляя и снимая картинки, малыш развивает мелкую моторику и запоминает названия.

Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: "Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка.."

Большие коробки из-под бытовой техники. Из коробки можно сделать домик, в котором малыш может прятаться.

Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы.

Они отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот несколько советов для не ленивых родителей и о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игры.

Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте острым ножом на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли). Коробки из-под фотопленки, шариковых дезодорантов. Универсальные емкости. Можно наполнить их крупами, чтобы научить малыша слушать и различать различные звуки; "пахучими" веществами (кофе, корицей), чтобы развивать обоняние. Можно сделать коробочки разного веса.

"Волшебный мешочек". С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.

Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, малыш развивает тактильную чувствительность.

Пустая железная банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.

Полая картонная труба. Через нее можно переговариваться с малышом.

Аудиозаписи звуков окружающей среды. Запишите на диск различные бытовые шумы и звуки: звонок телефона, шум льющейся воды, гудок машины. Слушая их, малыш будет запоминать звуки.

Альбом с фотографиями ребенка. На этих фотографиях ребенок может сидеть, стоять, спать и т.д. Рассматривайте альбом и называйте действия ребенка (глагольный словарь).

Крупные бусы, бигуди, колечки, деревянные бусины и леска для нанизывания. Игра развивает мелкую моторику и глазомер.

Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность,а так же кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).

"Пальчиковый" бассейн - пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.

Яркий пластиковый поднос и манка. Малыш может рисовать пальчиком по крупе, проводить линии.

Коробка с песком. Ребенок может играть с песком не только летом!

"Шершавые" геометрические фигуры. Вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон, такие фигуры помогут малышу запомнить их, "опираясь" на тактильную память.

Тактильные "коврики". Возьмите кусок плотной материи и нашейте на него пуговицы разных размеров, кусочки меха, мочалку, губку, пластмассовые колечки. Ребенок может перебирать и трогать их.

Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Малыш может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы. Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.

Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и силу пальцев руки.

Кусок ковролина с гладким ворсом и картинки с липучкой. Можно сделать несколько наборов картинок (фрукты, овощи, одежда, транспорт). Прикрепляя и снимая картинки, малыш развивает мелкую моторику и запоминает названия.

Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: "Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка.."

Большие коробки из-под бытовой техники. Из коробки можно сделать домик, в котором малыш может прятаться.

свернуть

Консультация для родителей «Сенсорные игры в домашних условиях»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Предлагаю  вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное, познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми в домашних условиях. Такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в каждом доме.

Во время игр и упражнений необходимо использовать телесные контакты. Это означает, что во время занятий нужно поглаживать и массировать части тела, сжимать и встряхивать руки, ноги. Некоторые дети любят, когда их щекочут, пробегают пальцами по всему телу, от пяток до самой макушки. Важно побуждать ребенка, чтобы он взаимодействовал с другими людьми, предметами.

 

Игра «Песочница»

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложите ребенку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики. И плюс ко всему развивает фантазию и воображение.

 

 

 

Игра «Мозаика из пробок»

Подберите разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Так можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Игра «Шагаем в пробках»

Пробки также могут помочь в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Можно устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая шаги на плоской поверхности.

Хорошо, если Вы с ребенком будете не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу потешками или стихотворениями.

 

Гимнастика для пальчиков

Для пальчиковой гимнастики понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает - это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! В доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно из красного круга и прищепки сделать яблоко, из оранжевого – апельсин и т.д.

 

 

 

 

 

Игры с крупами

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр ребенок ничего не брал в рот.

В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки, изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого.

Интересные развивающие игрушки можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми.

Мешочки с крупой

Такие мешочки шьют из тканей разной фактуры. Они могут быть различными по форме (квадратными, круглыми, треугольными), а также в виде лягушек, гусениц и т.д. Мешочки наполняются пшеницей, рисом, горохом, фасолью, макаронами. Их подбрасывают и ловят, бросают другому, бросают в цель, делают из них «кочки» и ходят по ним. Также мешочки можно сортировать по цвету, форме, фактуре, наполнению.

Тактильная подушка, тактильный мяч

Подушка или мяч изготавливаются из кусочков разной ткани. Эти пособия будут стимулировать зрение и тактильные ощущения ребенка, развивать его мелкую моторику. Можно задействовать и слух, вложив внутрь колокольчики.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни.

Литература

Методика сенсомоторного обучения : учеб.-метод. пособие для учителей центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Т.Л. Лещинская [и др.]; под ред. Т.Л. Лещинской. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010

свернуть

Сенсорное развитие детей с двигательными нарушениями

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Для полноценного сенсорного развития необходимо целенаправленное сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В основе сенсорного воспитания лежит достаточный уровень развития высшего психического процесса восприятия, в связи с чем особую роль в развитии восприятия играют органы чувств. Системы этих органов в случае нормального внутриутробного и постнатального развития являются основополагающими в процессе приспособления ребенка к окружающему миру. В условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительной задержке общего развития.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата — это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Ограничения их жизнедеятельности усложняются за счет сочетанных двигательных нарушений и нарушений со стороны сенсорных систем, психических функций, нарушений функций внутренних органов и т. д.

У детей с церебральным параличом нарушения сенсомоторного развития составляют ядро патологии, сенсорные функции формируются медленно, отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.

У большинства детей данной категории патологически развивается схема положений и движений тела. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-двигательной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности, что ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

В соответствии с онтогенезом развития сенсорных систем в их совместной деятельности имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные «цепочки»: 1) тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная, 2) тактильная — слуховая — вибрационная — зрительная, 3) тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная. Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие. Зрительная сенсорная система выступает как преобразователь и интегратор всего чувственного опыта человека. Определенный порядок интеграции сенсорных впечатлений позволяет педагогу подбирать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребенка.

При определении приоритетных направлений работы по сенсорному развитию детей с нарушениями функций опорно-двигательного учитывался ряд фактов:

  • зрительное восприятие имеет тесную взаимосвязь с восприятием равновесия и положения тела в пространстве (ребенок учится фиксировать взглядом определенный предмет, для этого ему надо совершить хотя бы элементарный двигательный акт — поворот головы в сторону);
  • слуховое восприятие развивается на базе восприятия колебаний (вибраций);
  • тактильное восприятие создает предпосылку для развития вкусового восприятия и обоняния.

Выделены следующие направления работы по сенсорному развитию:

1) развитие вестибулярного восприятия;

2) развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук;

3) развитие тактильного и тактильно-двигательного восприятия;

4) развитие зрительного восприятия;

5) развитие вибрационного восприятия;

6) развитие слухового восприятия;

7) развитие кинестетического восприятия;

8) развитие вкусового восприятия;

9) развитие обоняния;

10) формирование пространственных и временных представлений.

Развитие вестибулярного восприятия — это развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях: а) движения тела в горизонтальной плоскости (вправо и влево); б) движения в вертикальной плоскости (вверх и вниз); поступательно-возвратные движения (вперед и назад). Развитие вестибулярного восприятия осуществляется при помощи покачивания и поворачивания, подъема, сгибания и разгибания тела и его отдельных частей. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата имеют ограниченный опыт различных положений тела в пространстве, поэтому не всегда адекватно реагируют на его изменение. Слишком быстрые покачивания, повороты или другие движения могут привести к головокружению, тошноте, перевозбуждению или беспокойству. В этой связи следует избегать вращательных

движений (особенно относительно собственной оси ребенка), использовать опоры при изменении положения тела ребенка, стабилизировать положение головы для свободного обзора.

Вспомогательными средствами для развития вестибулярного восприятия являются: надувные предметы (мячи, круги, шины), мягкие модули, качели, подвесная лежанка-платформа, батут, пружинные матрацы, подушки, валики и др.

Посредством вибрационного восприятия информация об окружающей среде передается через костную систему. Этот вид восприятия развивается у ребенка вместе с развитием его двигательных способностей. Развитие вибрационного восприятия — развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Этот вид чувствительности можно назвать «контактным слухом». При вибрационной стимуляции на тело (или его часть) оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующие игрушки, подушки, кресла, электрические приборы (электрическая зубная щетка, массажер), камертон, музыкальные инструменты с сильной резонирующей поверхностью и др. При помощи колебательных движений ребенок также получает информацию о строении собственного тела (скелета).

Упражнения по развитию вибрационного восприятия выполняются на твердой поверхности в положении ребенка лежа на спине и начинаются с удаленных от туловища частей тела (например, с фаланг пальцев ног). Стимулирующий предмет должен прикасаться точно к кости (фаланги пальцев, пястные, запястные, локтевая, лучевая, плечевая кости верхних конечностей; фаланги пальцев, плюсневые, предплюсневые, берцовые, бедренная кости нижних конечностей; реберные дуги). Вибрационное воздействие на позвоночник и кости черепа исключается. В работе с детьми с судорожным синдромом, эпилепсией, использование специальных средств (массажеров, вибрационных предметов) запрещено.

Коррекция нарушений сенсорного развития проводится в русле всех видов детской деятельности. Также проводятся специальные дидактические игры, упражнения с целью формирования и закрепления знаний об отдельных признаках, свойствах и отношениях объектов реальной действительности.

Подготовила Карачун И.Л.

свернуть

Игровая терапия для детей дошкольного возраста

Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста с особенностями развития бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с особенностями развития психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами заместителями. Предмет заместитель становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой.  Рисуя, ребенок с особенностями развития разыгрывает тот или иной сюжет. Но не все дети с особенностями развития умеют играть! Поэтому научить их играть — основная задача педагогов и родителей.

Никогда не заставляйте ребенка играть, если ему этого не хочется. Дети с особенностями развития очень чувствительны к малейшему давлению, и настойчивость может вызвать истерику и взрыв вовсе не положительных эмоций. И еще, прежде чем предложить ребенку игру, внимательно оцените его настроение, ведь, возможно, именно сейчас ему хочется побегать и попрыгать, а не сидеть за настольными играми. Так как дети воспринимают все через ощущения, то самое время превращать обычную игру в полезную. Вот примеры некоторых игр.

Игры с крупами. Расположитесь в удобном месте, подготовьте разные виды круп (рис, горох, фасоль, гречку) и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит, потрогает, запустит в миску пальцы и руки целиком. Будьте готовы к тому, что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить, комментируйте: − «Упали рис и гречка — пошел дождик». Повторите это несколько раз, пусть ребенок насладится звуком, пропустит его через себя и ощутит; − «Посыпалась фасоль с горохом — а вот и град».

Игры с водой. Позвольте ребенку плескаться в воде, разбрызгивать ее, топать по образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.

Игры с камнями. Разрешите ребенку трогать камни, перекладывать их в различные емкости. Ощущать прикосновение камней: камни холодные, большие, гладкие и т. д.

Для детей с особенностями развития характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудность формирования интересов и социальной мотивации деятельности. Игровая терапия для таких детей уникальна. Этот процесс очень сложный, ведь у такого ребенка пропадает интерес даже к новой игрушке. То есть, у него наблюдается отсутствие интереса к новизне, и без специального обучения игровая деятельность не займет в его жизни ведущее место. Игры для детей с особенностями развития рассматриваются не как забава, а как повседневная терапия, проводимая регулярно и целенаправленно. Нужно пытаться увлекать ребенка игрой. Вот примеры основных действий с детьми, которые не умеют играть.

«Ищем шарик». Взяв ребенка на руки, привлекаем его внимание, перекатывая яркий шарик из руки в руку. Затем посылаем шарик к краю стола, чтобы он упал, и просим малыша отыскать шарик на полу.

«Игра с мячом». Усадив ребенка на пол, садимся лицом к нему, разведя ноги, и произнося «Лови!» перекатываем мячик ребенку. Просим ребенка, чтобы он вернул Вам мячик, пустив его в Вашу сторону.

«Дай такую же игрушку». Покажите ребенку, как среди различных рассыпанных игрушек Вы выбираете два одинаковых кубика или два одинаковых мячика и кладете в корзину. Попросите его повторить действие, помогая на первых порах.

«Яркие стаканчики». Цель игры научить ребенка забрасывать мелкие предметы в определенный сосуд (стаканчик). Лучше всего если стаканчики разноцветные. А бросать в них можно, например, бусинки или горошины. Для заинтересованности можно потрясти стаканчик около уха, послушав, много ли горошин попало внутрь.

«Хлопаем в ладоши». Данная игра развивает подражание движениям взрослого, развитие понимания речи. Ребенок сидит или стоит. Взрослый напевает (или проговаривает) слова и выполняет движения. Ребенок выполняет действия самостоятельно или с помощью взрослого. «Ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ. Вот так, вот так». Действия повторяются несколько раз.

К сожалению, не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Родители, воспитывающие ребенка с особыми потребностями, должны научиться воспринимать игру как жизненную необходимость для своего ребенка, сколько биологических лет ему бы не было. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения.

Специалисты отмечают, что наибольшее воздействие на ребенка оказывает игра, в которой принимает участие мама или папа, а не незнакомый человек.

Кроме того, польза от занятий, которые проводят с ребенком родители, очевидна. При этом происходят изменения не только в ребенке, но и в родителях, меняются детско-родительские отношения. Игротерапия помогает взрослым мамам и папам как будто снова вернуться в свое беззаботное детство. Эти ощущения учат их лучше понимать своих детей, возвращают в общение детскую непосредственность и простоту.

Поэтому если вы все еще думаете, играть или не играть, — играйте! Помогайте своему малышу, а заодно и себе!

 

http://f-journal.ru/igroterapiya/  

 

Подготовила Вайкуль С.Н.

свернуть

Речевые игры с ребенком на кухне

Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком. На самом деле оно есть! Предложенные игры  помогают родителям совместить домашние дела и занять ребенка. Для этого не требуется никакого оборудования или пособий. Необходимо только желание и готовность с пользой провести время вместе со своим ребенком, а также личный опыт и изобретательность.

        Уважаемые родители! Данные  игры   стимулируют общение, активизируют высказывания детей, развивают активный словарь, грамматический строй речи,  а самое главное – дети 4-6 лет  думают, мыслят, творят, ищут нужные пути решения.

         Немало интересного ждет ребенка  на кухне. Насыпьте в неглубокую кастрюльку с ровным дном слой манки (1-2 мм.). Если дно белое, выстелите его цветной бумагой и только потом насыпьте   манку.  

Игра    «Художник»

Теперь можно пальчиками рисовать. Чтобы стереть рисунок, надо лишь слегка встряхнуть «мольберт». Он пригодится и для обучения чтению и письму: буквы на крупе писать интереснее!

Игра «Ловкие пальчики»

Перемешайте в емкости фасоль и горох и попросите ребенка рассортировать все по емкостям. Можно и усложнить задание - выложить узор из фасоли и гороха на однотонном цветном кусочке материи.

Игра «Какая каша»

Предложите ему назвать, как называется каша из риса (гречки, манки, пшена) Какая? Рисовая, пшенная, манная, гречневая, геркулесовая. 

Игра «Какой сок?» Назовите фрукт, ягоду, овощ, а ребёнку предложите назвать какой сок из них можно приготовить: слива – сливовый сок, свекла – свекольный сок, ананас - ананасовый сок, брусника - брусничный сок, смородина - смородиновый сок, капуста – капустный сок, апельсин - апельсиновый сок, персик - персиковый сок.

Игра «Мы найдём слова везде» 

Какие слова можно вынуть из борща? винегрета?

 

Игра «Угощаю» 

- Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Игра «Кто больше» 

Совместно с ребенком выберите тему игры. Например: «Посуда». После выбора темы по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл.

Игра «Какой формы» 

1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы. Например: круглое яблоко (помидор и т. д.)

2 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет. Например: яблоко – круглое, огурец – овальный и т. д.

Игра «Один – много» 

Яблоко – яблоки, ложка – ложки, тарелка – тарелки и т.д.

Игра «Назови ласково» 

Вишня – вишенка, лимон – лимончик  и т.д.

Игра «Посчитай» 

Считаем всё, что можно посчитать.

Например: одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока  и т.д.

Игра «Съедобное – несъедобное»

1 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.

Например: огурец – съедобный, стакан – несъедобный.

2 вариант: Взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное). Например: стакан, огурец, ложка.

3 вариант: Предложить ребенку назвать самому съедобные и несъедобные предметы.

Игра «Что – где? » Предложите ребёнку назвать посуду, где лежит продукт или готовое блюдо (пища): соль в …солонке сахар в…сахарнице суп в …супнице салат в …салатнике

Игра «Четвертый лишний»  

Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картошка) и один фрукт (лимон). Ребенок должен исключить лишнее. Аналогично игра проводится с посудой.

Стихотворные упражнения

Нахождение родственных слов

Соль

Соль соленая на вкус.

Посолили ей арбуз.

Стал он сладким и соленым,

Словно яблоки, моченым.

Соль в солонку насыпали

И на стол всем подавали.

Можно блюдо посолить,

Только не пересолить.

Масло

Мама завтрак накрывает

И масленку вынимает.

Мажет маслом белый хлеб,

На него кладет паштет,

Маслит кашу для ребят.

Каше манной каждый рад.

Маслице полезно всем!

Я его, конечно, съем.

Сахар

В чай добавлю сахарок,

Доложу один кусок.

Подожду еще немного –

Вдруг посмотрит мама строго.

В сахарнице — ни куска,

Ну а чашка вся полна.

Сахарный сироп разлился-

Липнут губы и рука.

            Уважаемые родители! Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вами. Игры можно придумывать самим. Играйте, фантазируйте и у вас всё получится!

            Терпения вам и успехов!        

                   Подготовила

                                                         учитель-дефектолог Колоскова В.В.

Литература:

1.Алексанрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет -  М.:Эксмо, 2013.

2.Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя – М.: Эксмо, 2016.

3.Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша – М.:Эксмо, 2017.

свернуть