Методическая копилка

План-конспект подгруппового занятия по развитию речи

Дата:  

Тема:  Обучение пониманию и выполнению совместно со взрослым простейших инструкций

 

Задачи:

Образовательные:

- Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию;

- Продолжать формировать у детей положительное отношение и интерес к игровым действиям.

Развивающие:

- развивать понимание речи; 

- закреплять названия частей тела.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Здоровьесберегающие: - следить за правильной посадкой детей за рабочим местом;

- соблюдать режим нагрузок, избегая переутомления;

- чередование видов деятельности.

 

Методы обучения: Показ действий педагогом; действия руками ребенка; поэтапная словесная инструкция.

 

Оборудование: массажные мячи; погремушки; мягкая игрушка «мишка»; вкладыши «Цыплята», «Мои игрушки»; две заготовки «Цветочная поляна» (разноцветные капли гуаши на альбомных листах, покрытые пищевой пленкой); влажные и сухие салфетки; мыльные пузыри

 

 

 

Ход занятия:

I. Организационный момент

     Учитель-дефектолог проверяет правильность посадки детей за столом (спинка ровная, прямая, ножки вместе), и их готовность к занятию.

Игра-приветствие

Здравствуйте, здравствуйте, щечки. (Педагог поочередно поглаживает щечки каждого ребенка).

Здравствуйте, здравствуйте, ушки. (Педагог поочередно поглаживает ушки каждого ребенка).

Здравствуйте, здравствуйте, ручки. (Педагог поочередно поглаживает ручки каждого ребенка).

Здравствуйте, здравствуйте, ножки. (Педагог поочередно хлопает по ножкам каждого ребенка).

Здравствуй, здравствуй,  Влад (Ксения). ( Педагог машет руками совместно с каждым ребенком).

II. Основная часть

Игровое упражнение 1: «Ходит ёжик». Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажного мяча «Ежик»:

Ходит ежик вдоль дорожек                      Педагог катает массажный мяч по ладоням каждого ребенка

По лесу, по лесу.

И иголками своими

Колется, колется.                          

Как я ёжику-ежу.                        

Ту дорожку покажу,

Где катают шишки

Маленькие мышки.                  

Игровое упражнение 2: «Делай, как я»

 Учитель-дефектолог: Влад, посмотри, что я тебе принесла (педагог показывает ребенку погремушку, которую держит в руке), вот какая красивая погремушка. Погремушка гремит: тук-тук-тук. Встряхивает погремушку. Протягивает ее ребенку. Влад, на погремушку, — педагог побуждает мальчика взять игрушку. Педагог берет себе аналогичную погремушку и, потряхивая ею, приговаривает тук-тук-тук, побуждая к повторению действия и звукоподражания.

     В конце занятия педагог убирает свою погремушку, протягивает руку к игрушке ребенка и говорит: «Влад, дай погремушку». Если ребенок сам не отдает ее, то учитель-дефектолог потихоньку берет игрушку из его рук, повторяя при этом просьбу: «Влад, дай погремушку».

 

Игровое упражнение 2: «Делай, как я»

Учитель-дефектолог: Ксения, посмотри, что я тебе принесла (педагог показывает ребенку погремушку, которую держит в руке), вот какая красивая погремушка. Погремушка гремит: тук-тук-тук. Встряхивает погремушку. Учитель-дефектолог касается руки ребенка, чтобы побудить к выполнению целенаправленного движения к игрушке и захватыванию ее в ладонь: Вот так! Держи! Молодец, Ксюша! Сопряженное выполнение движений.

     В конце занятия педагог убирает свою погремушку, протягивает руку к игрушке ребенка и говорит: «Дай погремушку». Если ребенок сам не отдает ее, то учитель-дефектолог потихоньку берет игрушку из его рук, повторяя при этом просьбу: «Ксюша, дай погремушку».

 

 

Игровое упражнение 3: Вкладыши «Цыплята»

Учитель-дефектолог: Влад, к нам в гости пришел мишка (педагог показывает игрушку, заранее приготовленную),  посмотри, что он нам принёс - игру-вкладыш «Цыплята»! Педагог дает ребенку простую инструкцию, как выполнять задание. А затем просит его самостоятельно выполнить. Учитель-дефектолог хвалит ребенка: Молодец, Влад, у тебя хорошо получается!

Игровое упражнение 3: Вкладыши «Мои игрушки»

Учитель-дефектолог: Ксюша, к нам в гости пришел мишка (педагог показывает игрушку, заранее приготовленную),  посмотри, что он нам принёс - игру-вкладыш «Мои игрушки»! Педагог показывает ребенку, как выполнять задание. Сопряженное выполнение упражнения. Учитель-дефектолог хвалит ребенка: Молодец, Ксюша, у тебя хорошо получается!

Физкультминутка (Игра «Топ-топ, хлоп-хлоп»)

Учитель-дефектолог: Молодцы, вы хорошо справились с заданием! Сейчас давайте встанем из-за стола и отдохнем.

Мы топаем ногами, топ-топ-топ (ходьба на месте)                 Выполнение движений по тексту стихотворения совместно с педагогом  

Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши)

Качаем головой, ой-ой-ой (наклоны головы влево, вправо)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Мы руки опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаём (взяться за руки).

И кружимся вдвоем, (покружиться).   

Влад выполняет упражнение самостоятельно (под контролем педагога); с Ксенией - сопряженное выполнение движений согласно тексту стихотворения.

Игровое упражнение 4: «Цветочная поляна»

Учитель-дефектолог: Влад, Ксюша, к нам на занятие прилетела пчелка (педагог показывает куклу-перчатку «Пчелка», заранее приготовленную). Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Вот она к нам и прилетела, чтобы мы ей помогли. Давайте поможем пчелке и нарисуем цветочную поляну.

Вот что у нас есть (педагог показывает заготовки «Цветочная поляна»). Мы сейчас с вами будем рисовать цветочки нашими пальчиками и ладошками. Мы возьмем свои пальчики (ладошки) и прижмем к разноцветным капелькам. Вот так!

Рисование пальчиками (ладошкой), вызывание положительных эмоций от совместной деятельности.

Учитель-дефектолог: Какие замечательные получились цветочные полянки! Влад, Ксюша, вы постарались, пчелка будет очень довольна. Молодцы!

 

Игровое упражнение 5: «Мыльные пузыри»

Учитель-дефектолог: Влад, посмотри, что у меня есть (педагог показывает мыльные пузыри, заранее приготовленные). Я буду выдувать пузыри, а ты наблюдай за ними. Влад, теперь ты выдувай пузыри самостоятельно. Молодец, у тебя хорошо получается!

 

 

Игровое упражнение 5: «Мыльные пузыри»

Учитель-дефектолог: Ксюша, посмотри, что у меня есть (педагог показывает мыльные пузыри, заранее приготовленные). Я буду выдувать пузыри, а ты наблюдай за ними. Ксюша, а теперь давай попробуем ловить мыльные пузыри  (сопряженное выполнение действий). Молодец, Ксения, ты поймала все пузыри!

III. Итог занятия

Подведение итогов занятия, перечисление выполненных упражнений, обозначение успешных моментов, ритуал прощания.

«До свидания, Влад!                      Педагог указывает рукой на ребёнка

Пока, пока, пока!                           Педагог машет ребёнку рукой

До свидания, Ксюша!

Пока, пока, пока!»

Дифференцированный и индивидуальный подход

 

Разноуровневые задания. Детям оказывается индивидуальная развернутая помощь при выполнении заданий.

 

Список использованных источников

 

1. Игры-занятия с детьми с нарушениями умственного и речевого развития: Кн. для логопеда. Из опыта работы/А. В. Гришвина, Е. А. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. М.: Просвещение, 1988.— 93с.

2. Печерога, А.В. Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печерога. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с.

3. Стребелева, Е. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: метод. пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2006. – 160 с.

свернуть