Советы психолога

Памятка для педагогов «Как избежать насилия в семье»

Первые уроки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Постоянно испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И, в конце концов, из жертвы сами превращаются в агрессора.

Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:

  • Физического
  • Словесного
  • Эмоционального
  • Духовного
  • Экономического оскорбления

С целью:

  • Контроля
  • Запугивания
  • Внушения чувства страха.

Причины жестокого обращения с детьми:

- безработица или низкая материальная обеспеченность;

- алкоголизм одного или обоих родителей;

- одиночество или распавшийся брак;

- слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;

- физическое или психическое переутомление;

- незрелость родителей;

- эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

- отсутствие привязанности к ребенку;

- чрезмерная требовательность;

- рождение другого ребенка;

- большое количество детей.

Признаки, свойственные жертвам физического насилия:

  • Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения;
  • В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;
  • В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.

Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:

  • Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;
  • Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;
  • Беспокойство, тревожность;
  • Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость. Угодливость, заискивание;
  • Склонность к уединению;
  • Плохая успеваемость;
  • Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • Нарушение аппетита;
  • Суицидальные угрозы и попытки самоубийства.

Действия в случае выявления жестокого обращения

Классный руководитель:

  • Сообщение специалистам СППС и руководству УО о выявленном случае жестокого обращения.
  • Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
  • Оказание моральной поддержки ребенку.

Социальный педагог:

  • Уведомление РОВД о выявленном факте.
  • Составление социально-педагогической характеристики семьи.
  • Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.
  • Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.

Педагог-психолог:

  • Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.
  • Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком
  • Оказание экстренной помощи (индивидуальное консультирование ребенка).
  • Длительное сопровождение (арт- терапия, песочная терапия, и др.).

Педагогу говорить с родителями о непозволительности жестокого обращения с детьми крайне трудно. Со стороны разбушевавшегося родителя происходит мгновенная реакция отторжение: «Не вмешивайтесь!». Попытка учителя призвать родителей не запугивать ребенка жестокими наказаниями за провинность наверняка будет встречена в штыки. Но именно поэтому возвращаться к нелегкому диалогу нужно снова и снова.

Необходимо убедить родителей, что:

  • насилие не дает преимущества ни одной стороне и ведет к развалу семьи;
  • любовь к родителям важнее страха перед ними;
  • насилие – приобретенный способ поведения, его можно и нужно изменить.

Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение.

Для убеждения вам необходимо:

  • быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
  • ясно и понятно излагать доводы детям;
  • проявлять выдержку и терпение;
  • применяя внушающее наставление, вам необходимо
  • говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

Педагог-психолог Горбачевский В.В.

свернуть