ПМПК

Как мотивировать ребенка учиться: советы для родителей

05.01.2024

Потребность в обретении новых знаний крайне важна для человека и дается ему от рождения. Но часто родители жалуются, что у ребенка отсутствует интерес к учебе. Психологи Михаил Лабковски, Альфи Кон, Шамиль Ахмадуллин объяснили, почему дети не хотят учиться, и дали рекомендации по мотивации к обучению.

Причины нежелания ребенка учиться

Обучение и понимание закономерностей происходящего в окружающем мире важны для выживания человека, и природа создала механизмы, которые делают процесс получения знаний приятным. Как пишет В. Шенкевич, потребность в познании подкрепляется выделением в организме гормона счастья, который вырабатывается при освоении нового навыка. И все же многие дети не хотят учиться.

Почему ребенок не хочет учиться? Психолог, педагог, писатель Шамиль Ахмадуллин в книге «Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться» приводит такие причины потери интереса к обучению:

  1. Сложности в усвоении учебного материала. Это может быть вызвано отставанием в развитии, плохим уровнем преподавания, недостаточной проработкой темы при выполнении домашнего задания.
  2. Страх потерпеть неудачу. Опасения появляются у ребенка из-за неудачного опыта дома (излишняя критика, крик, физическое наказание) или в школе (накричал учитель, высмеяли одноклассники). Самооценка ребенка снижается, он не верит, что способен успешно учиться.
  3. Сознательный отказ от учебы. Причиной может стать конфликт с родителями (ребенок не учится назло родителям), неблагоприятная обстановка в доме (конфликты между взрослыми), отсутствие плана дня и домашней дисциплины (дети отвлекаются на развлечения), не развитая самостоятельность (привык выполнять все задачи вместе со взрослыми).
  4. Отсутствие в семье рычагов мотивации. Вызывается отсутствием поощрения за достижения, присутствием наказания и порицания за плохие оценки. Часто ребенок теряет к учебе интерес, если родители и педагоги не верят в его способности к обучению.

Причиной потери интереса к учебе также может стать:

  • недостаточный возраст ребенка;
  • завышенные требования, давление со стороны родителей;
  • конфликты с преподавателями или учениками.

Нежелание учиться может быть вызвано физиологическими особенностями организма ребенка. Как пишет доктор детской неврологии, профессор Ливен Лагае, 5% детей испытывают нарушение обучаемости.

Причины нежелания ребенка учиться

Флоренс Берд называет самые распространенные типы нарушений обучаемости:

  1. Диспраксия. Влияет на моторику ребенка. Могут возникнуть проблемы с письмом, набором текста, речью.
  2. Дислексия. Воздействует на обработку речи. Часто затрудняет письмо, чтение и восприятие прочитанного. Встречаются проблемы с выражением мыслей и объединением их в связный рассказ во время разговора.
  3. Дисграфия. Отражается на письменных способностях ребенка. У детей часто плохой почерк, проблемы с орфографией. Ребенку сложно излагать мысли в письменном тексте.

Что влияет на интерес к учебе? Школьник может испытывать разочарование из-за неоправданных ожиданий. Это происходит в семьях, где родители не объясняют дошкольнику, как устроена школа, не обсуждают правила поведения, не подсказывают, что делать, если становится скучно.

Снизить интерес к обучению могут родители, когда недостаточно хвалят достижения, а только критикуют ребенка. Как объясняет психолог Анна С. К. ван Дуйвенворде, младшие школьники физически неспособны воспринимать критику, их мозг реагирует только на похвалу. В возрасте 8‒9 лет дети физиологически не способны учиться на собственных ошибках. Эмоциональная реакция на критические сообщения появляется у детей к 12‒13 годам. Только с этого возраста ученики начинают делать выводы и извлекать пользу из своих ошибок.

Психолог Михаил Лабковский считает, что здоровому, гармонично развитому ребенку попросту неинтересно получать оценки. В первых классах на получение звездочек и балов детей толкает азарт (ребенок попадает в конкурентную среду). Но позже он понимает, что выполнять рутинную домашнюю работу за росчерк в дневнике скучнее, чем, например, играть в видеоигру. Это ведет к потере интереса к обучению.

Рекомендации по мотивации ребенка к обучению

Чтобы вызвать интерес к обучению, необходимо мотивировать ребенка на получение знаний. Какие есть виды мотивации на учебу? В современной психологии различают внешнюю и внутреннюю мотивации.

Внешняя мотивация — это то, что родители делают для ребенка, чтобы стимулировать его для выполнения определенных действий. К такой форме относят похвалу, вознаграждение, наказание или поощрение.

Причины нежелания ребенка учиться:

Многие родители пытаются стимулировать интерес к учебе наградой. Практика показывает, что такой метод неэффективен. В книге «Наказание наградой» психолог и писатель Альфи Кон объясняет: когда родители используют награду, то пытаются контролировать поведение ребенка с помощью того, чего он желает или в чем нуждается. Тогда ему приходится выполнять поставленные требования, чтобы получить желаемое, но интереса к выполнению самой задачи не возникает. При использовании внешней мотивации ребенок воспринимает учебные моменты как негативную преграду в достижении цели.

Внутренняя мотивация — это когда стимуляция связана с содержанием деятельности, а не с внешними обстоятельствами. При внутренней мотивации ребенок учится не для получения наград или поощрений, а ради самого процесса получения знаний: он увлечен процессом и получает от него удовольствие. Благодаря внутренней мотивации детям проще преодолевать трудности, достигать хороших результатов в учебе.

Как мотивировать ребенка учиться? Чтобы вернуть ребенку желание учиться, родителям необходимо начать с работы над собой:

  1. Взвесьте обоснованность собственных требований. Все дети уникальны, как и их способности, особенности их организма. Если ребенок плохо понимает какой-то предмет, не нужно заставлять его показывать нужные вам результаты. В итоге из-за давления ребенок потеряет интерес к тем предметам, которые ему раньше нравились.
  2. Не ставьте ребенка ниже себя, сотрудничайте. Чем старше ученик, тем равноправнее должны становиться отношения. Выстраивайте и обсуждайте планы на его дальнейшую жизнь, беседуйте о будущей профессии, говорите о том, чем он хочет заниматься во взрослой жизни.
  3. Дайте ребенку свободу выбора. Делайте акцент на тех предметах, которые интересны ребенку. Например, если он хорошо усваивает иностранные языки, предложите посещать языковый клуб или съездить в специализированный лагерь.

Вот некоторые советы по мотивации детей к обучению:

  1. Покажите, что учиться — это весело и интересно. Играйте с ним в обучающие увлекательные игры.
  2. Создайте позитивный настрой. Не кричите на ребенка, когда он отказывается делать домашнее задание, сохраняйте хладнокровие и спокойствие. Если требуется сделать замечание, начинайте с положительных моментов, а затем спокойным тоном выскажите нужные мысли. Заканчивайте разговор на позитиве.
  3. Показывайте пример. Когда ребенок видит, что отец смотрит познавательные передачи, а мать читает книги по вечерам, у него выстраивается потребность в получении новой информации, знаний. Журнал Psychologies советует родителям вовлекать ребенка, когда они занимаются хобби или любимой деятельностью вне дома.
  4. Хвалите правильно, грамотно расставляйте акценты. Говорите не «Ты молодец! Получил высший бал по контрольной», а «Ты умница! Так хорошо усвоил материал и прекрасно владеешь темой». Как пишет психотерапевт Анна Зарембо, конструктивная похвала усиливает мотивацию, а сравнительная похвала резко ее снижает.
  5. Делайте уместные материальные награды. Не нужно давать «конфетку» за каждое рядовое достижение. Но когда школьник достиг успеха там, где раньше не успевал, родители могут устроить маленький праздник, например пойти в кафе.
  6. Стимулируйте у ребенка развитие ощущения удовольствия от того, что он что-то смог сделать сам. Не вмешивайтесь в процесс выполнения домашних заданий, если сын или дочь способны справиться сами. Когда ребенок самостоятельно достигает успеха, у него развивается осознание того, что в результате усиленной работы всегда появляется награда — удовлетворенность собой.

Любого ребенка можно мотивировать к обучению. Воспользуйтесь советами опытных педагогов и психологов и стимулируйте стремление к обучению грамотно. Тогда и ребенок вскоре поймет, что учиться увлекательно и интересно.

 

Источники:

«Мотивация детей, Как мотивировать ребенка учиться», Ахмадуллин Ш.Т., Шарафиева Д.Н., 2016;

www.nur.kz/family/children

свернуть

Рекомендации для родителей «Как подготовить ребёнка к ПМПК»

  • За несколько дней до обследования в непринуждённой форме вспомните с ребёнком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, где и кем работают), знакомое стихотворение (по возрасту), поговорите о текущем времени года.
  • Расскажите, что будут давать задания, которые нужно выполнять. Они не сложные.
  • Создайте у ребёнка позитивный настрой на обследование (не говорите, что пойдёте на комиссию, что там будут проверять знания ребёнка и т.д.) Настраивайте дошкольника на игровую деятельность, а школьника на общение со специалистом.
  • Не переживайте сами за результаты и процесс обследования. Помните, что Ваша тревога передаётся ребёнку.
  • Рассчитывайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, не спеша переодеть и подготовить ребёнка.
  • Для того, чтобы помочь ребёнку спокойно ожидать обследования, можно взять с собой его любимую игрушку, книжку, предложить ребёнку что-нибудь перекусить (сок, фрукт, печенье и т.п.).
  • Во время обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребёнку окажет специалист.
  • При ребенке не произносите фразы «он стесняется», «он не любит учить стихи, рассказывать», «он это не умеет», «он при посторонних людях не отвечает» и т.п.
  • При проведении ПМПК, не зависимо от того, как ребенок выполняет задания, специалисты ПМПК будут хвалить ребенка для того, чтобы он не расстроился, находился в рабочем состоянии и показал все, на что он способен. Поэтому и Вы, ни при каких условиях, не ругайте и не оценивайте ребенка на ПМПК.
  • После комиссии обязательно похвалите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали.

Желаем удачи!

Как похвалить ребёнка 

Здорово!

Удивительно!

Гораздо лучше, чем я ожидал!

Великолепно!

Прекрасно!

Я тобой горжусь!

Грандиозно!

Я просто счастлив!

Незабываемо!

Ты сегодня много сделал!

Отлично!

Потрясающе!

Классно!

Я знал, что тебе это по силам!

Поразительно!

Неподражаемо!

Несравненно!

Я горжусь тем, что тебе это удалось!

Ты просто чудо!

Ты для меня самый лучший ребёнок.

Браво! Ты превзошел все мои ожидания.

Я знала, что ты справишься.

Ты меня приятно удивил

свернуть

Диагностическая деятельность государственного учреждения образования «Воложинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ЦКРОиР)  осуществляется  в соответствии со статьей 270 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 г. № 233.

Целью диагностической деятельности ЦКРОиР является своевременное выявления детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с ОПФР проводится с согласия и в присутствии его законного представителя.

В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией путем:

-изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;

-выявления вторичных нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;

-оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных учебных, познавательных и социальных навыков;

-определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.

Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол обследования, который подписывается руководителем ЦКРОиР, членами комиссии. Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее:

-описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;

-рекомендации об обучении и воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования, оказания коррекционно-педагогической помощи.

На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя (лица его заменяющего) с рекомендациями об обучении и воспитании лица с ОПФР.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – подписывается всеми членами психолого-медико-педагогической комиссии.

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

-выписка из медицинских документов;

-медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

-педагогическая характеристика, представляемая учреждением образования, в котором обучается или воспитывается ребенок;

 -результаты продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного возраста или письменные работы учащихся.

Предварительная запись осуществляется ежедневно по телефону +375177254024

или по адресу: г.Воложин, ул. Партизанская, 15.

 

Нормативные правовые акты, иные материалы по вопросам специального образования размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь http://www.edu.gov/by|/ и интернет-ресурсе Министерства образования http://asabliva.by/.

 

свернуть