Советы психолога

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В.В. Бойко)

05.12.2023

Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к

лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать

как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

  • Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным

переменам, а не злословию и обидам.

  • Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать

свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать, прежде всего, социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

  • Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле.

Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

  • Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
  • Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует

произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись,

что партнер в состоянии их воспринять.

  • Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт,

решать своевременно, обдуманно и спокойно.

  • Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
  • Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
  • Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
  • Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

 

Подготовила: Садовская А.Ю., педагог-психолог

Источник: Бойко В.В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие. СПб., 1997

свернуть

Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

Поддержание психологического комфорта на занятиях и уроках

18.11.2021

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Благоприятный психологический климат на занятии и уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных ребенком и самим учителем, определяет позитивное воздействие на здоровье.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Психологический комфорт необходим для успешного развития и успешного усвоения знаний; благоприятного физического и эмоционального состояния. Источником психологического комфорта является:

  • положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и учеником.

При благоприятном психологическом комфорте наблюдается:

  • доброжелательность;
  • защищённость;
  • мобильность;
  • оптимизм;
  • инициативность;
  • работоспособность;
  • свобода «Я».

При неблагоприятном психологическом комфорте наблюдается:

  • агрессивность;
  • незащищенность;
  • леность;
  • зажатость;
  • пессимизм;
  • пассивность.

Что мешает психологическому комфорту учителя:

  • физическая и психологическая напряжённость труда;
  • постоянное оценивание со стороны различных людей;
  • высокий уровень ответственности;
  • тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
  • разные стили управления педагогическими кадрами.

Что мешает психологическому комфорту учащихся:

  • неуверенность в себе;
  • повышенная утомляемость;
  • замедленность темпа деятельности;
  • повышенная потребность во внимании;
  • повышенная двигательная активность;
  • трудности переключения с одной деятельности на другую.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

  • Учитель должен приходить на занятия с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель.                                  
  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
  • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на занятии.
  • Неумеренное поощрение или наказание приносят вред.
  • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский).
  • Учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  • Приходить в кабинет нужно немного раньше занятия. Убедиться, все ли готово к нему. Стремиться к организованному началу занятия.
  • Начинайте занятие энергично.
  • Увлекайте детей содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы.

Что можно сделать для сохранения психологического комфорта:

  • учет эмоционально-личностных особенностей детей;
  • выбор и корректировка стиля общения;
  • создания ситуации успеха;
  • учет физиологических особенностей.

Золотые правила психологического комфорта:

  • Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Самый приятный звук для  человека –  это его имя.
  • Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  • Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.
  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя.

Педагогические приемы для создания благоприятного психологического комфорта:

  • настрой на занятие;
  • использование эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок;
  • игровые технологии;
  • создание ситуации успеха;
  • физкультминутки;
  • музыкальные минутки;
  • словесные поощрения детей;
  • рефлексия.

Заповеди учителя

  • Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
  • Не навреди! Ищи в детях хорошее.
  • Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
  • Не приписывай успех себе, а вину ученику.
  • Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
  • На уроке создавай ситуацию успеха.
  • Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
  • Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
  • Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
  • Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
  • Оценивай поступок, а не личность.
  • Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

  «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В ваших руках возможность создать на уроках и занятиях такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя комфортно.

Информацию подготовила педагог-психолог Садовская А.Ю.

свернуть

Памятка для педагогов «Как избежать насилия в семье»

Первые уроки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Постоянно испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И, в конце концов, из жертвы сами превращаются в агрессора.

Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:

  • Физического
  • Словесного
  • Эмоционального
  • Духовного
  • Экономического оскорбления

С целью:

  • Контроля
  • Запугивания
  • Внушения чувства страха.

Причины жестокого обращения с детьми:

- безработица или низкая материальная обеспеченность;

- алкоголизм одного или обоих родителей;

- одиночество или распавшийся брак;

- слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;

- физическое или психическое переутомление;

- незрелость родителей;

- эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

- отсутствие привязанности к ребенку;

- чрезмерная требовательность;

- рождение другого ребенка;

- большое количество детей.

Признаки, свойственные жертвам физического насилия:

  • Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения;
  • В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;
  • В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.

Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:

  • Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;
  • Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;
  • Беспокойство, тревожность;
  • Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость. Угодливость, заискивание;
  • Склонность к уединению;
  • Плохая успеваемость;
  • Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • Нарушение аппетита;
  • Суицидальные угрозы и попытки самоубийства.

Действия в случае выявления жестокого обращения

Классный руководитель:

  • Сообщение специалистам СППС и руководству УО о выявленном случае жестокого обращения.
  • Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
  • Оказание моральной поддержки ребенку.

Социальный педагог:

  • Уведомление РОВД о выявленном факте.
  • Составление социально-педагогической характеристики семьи.
  • Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.
  • Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.

Педагог-психолог:

  • Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.
  • Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком
  • Оказание экстренной помощи (индивидуальное консультирование ребенка).
  • Длительное сопровождение (арт- терапия, песочная терапия, и др.).

Педагогу говорить с родителями о непозволительности жестокого обращения с детьми крайне трудно. Со стороны разбушевавшегося родителя происходит мгновенная реакция отторжение: «Не вмешивайтесь!». Попытка учителя призвать родителей не запугивать ребенка жестокими наказаниями за провинность наверняка будет встречена в штыки. Но именно поэтому возвращаться к нелегкому диалогу нужно снова и снова.

Необходимо убедить родителей, что:

  • насилие не дает преимущества ни одной стороне и ведет к развалу семьи;
  • любовь к родителям важнее страха перед ними;
  • насилие – приобретенный способ поведения, его можно и нужно изменить.

Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение.

Для убеждения вам необходимо:

  • быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
  • ясно и понятно излагать доводы детям;
  • проявлять выдержку и терпение;
  • применяя внушающее наставление, вам необходимо
  • говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

Педагог-психолог Горбачевский В.В.

свернуть