Заседания родительской гостиной

Заседание виртуальной гостиной для родителей «Мы вместе» «Роль игры в воспитании и развитии ребенка»

03.01.2022

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей

Задачи:

  1. формировать у родителей понятие об игре как средстве для развития ребенка;
  2. стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

 

  1. Вступительная часть. Самоанкетирование

Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминания о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность – приятные, добрые детские воспоминания.

Ответьте, пожалуйста, честно и откровенно сами себе на вопросы.

  1. В какую игру играли недавно с ребенком?
  2. Если ребенок попросит поиграть с ним, Ваши действия.
  3. В какие игры чаще играет ваш ребенок?
  4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
  5. В какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
  6. Если сломалась игрушка, как Вы поступаете в таких случаях?
  7. Где играет Ваш ребёнок дома? Какие условия созданы?
  8. Какие игрушки любимые у ребенка?
  9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
  10. Мини-лекция

Эта тема выбрана не случайно, ведь игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. Малыш всегда играет по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность. Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину. Игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы.

  1. Какие игрушки нужны детям?

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.

А сталкивались ли Вы с тем, что у ребенка много игрушек, а он в них не играет? Иногда взрослые сердятся за это на ребенка, не подозревая, что он просто не знает и не умеет играть с ней. Сами по себе игрушки ничего не значат, если ребенок не умеет с ними играть. Мы советуем обыгрывать игрушки вместе с детьми, знакомить с правилами игры, показывая действия с ней. Конечно важно, чтобы ребенок играл, а еще важнее с чем и во что. Игрушка должна быть для ребенка источником радости, создавать условия для развития и самостоятельного творчества. Не принесут пользы такие игрушки как Барби, различные монстры и т. д. Такие игрушки несут гнев, тревогу, часто реализуемую в дальнейшем в реальной жизни ребенка. Это игрушки из таких же агрессивных мультиков. Ребенок играет с тем, что мы покупаем и во что позволяем. Покупать игрушки необходимо с учетом возрастных особенностей детей, а не их капризами. Каждая игрушка должна нести пользу для развития.

Памятка для родителей «Виды игрушек»

  • Игрушки, отображающие реальную жизнь, – куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.
  • Технические игрушки – различные виды транспорта, различные виды конструктора.
  • Игрушки-забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.
  • Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.
  • Дидактические игрушки – разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.
  • Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
  • Театральные игрушки – куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр.
  • Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

 

  1. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Сенсорные игры для детей направлены на то, чтобы научить ребенка задействовать все органы чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус) для получения наибольшего количества информации о предметах. С их помощью ребенок может узнать о цвете, форме, весе, величине, текстуре той или иной вещи. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни.

 

Уважаемые родители!

Предлагаем вам очень простые, но в то же время очень интересные, а главное, познавательные игры, которые Вы можете организовать с ребенком в домашних условиях. Такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в каждом доме.

Особое предупреждение! Играть только под присмотром взрослых, так как дети часто тянут в рот самые неожиданные и несъедобные предметы.

Игра «Найди игрушку»

Засыпьте в большую пластиковую емкость (таз, миска) высушенную фасоль, рис, небольшие каштаны или бусины. Заройте в наполнитель небольшую игрушку и попросите ребенка достать ее. Ощущения, испытываемые при погружении руки в бассейн из круп, способствуют сенсорной интеграции ребенка и дают ему возможность приобрести новый осязательный опыт.

«Мозаика» из пробок

Подберите пуговицы разного цвета и размера, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка выложить рисунок самостоятельно. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх происходит формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать различные пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Песочница»

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелку крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только сенсорного восприятия, но и мелкой моторики рук, а также массажирует пальчики.

Игра «Мешочки с крупой»

Такие мешочки шьют из тканей разной фактуры. Они могут быть квадратными по форме, а также в виде гусениц и т.д. Мешочки наполняются пшеницей, рисом, горохом и др. Их подбрасывают и ловят, бросают другому, бросают в цель, делают из них «кочки» и ходят по ним, ходят, балансируя ими на голове, передают друг другу и т.п.  

Лепка

Лепка из всевозможных масс (пластилин, кинетический песок (сухой и мокрый), тесто для лепки). Тесто для лепки сделать дома очень просто, для этого понадобятся только соль, вода и мука, можно добавить натуральные красители.

Бумажные шарики

Из мятой бумаги изготавливаются шарики. Этими шариками бросаются, кидают их в ведро или через обруч.

Игры с фольгой

Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Спрячьте в фольгу маленькую игрушку, пусть ребенок разворачивает ее.

Конфетти

Миску наполняют конфетти. Погружение туда рук или ног доставляет детям удовольствие и обогащает сенсорный и тактильный опыт.

Игры для развития вкуса и обоняния

Предлагайте ребенку продукты разные по вкусу, если нет противопоказаний. Сладкое, соленое, кислое, горькое. Не обязательно, чтобы ребенок съедал все целиком, достаточно того, что он просто облизнет.

Если нет аллергии, давайте ребенку нюхать цветы, крема, шампуни, фрукты или другую еду, все, что имеет запах. Проговаривайте, какие запахи приятные, а какие не очень.

 

  1. Заключительная часть

Мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ребёнка дома. Включайте свою фантазию и, самое главное, постоянно разговаривайте с ребенком, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с ним в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

Открывайте мир вместе с ребёнком!

Памятка для родителей «Чему обучается ребёнок в игре?»

  • Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
  • Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
  • Осознавать своё реальное место среди других людей.
  • Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
  • Уважать себя и верить в себя.
  • Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
  • Свободно выражать свои чувства.
  • Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
  • Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
  • Делать выбор.

Памятка для родителей «Игра с ребёнком научит нас»

  • Говорить с ребёнком на его языке.
  • Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм).
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.
  • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание.
  • Любить детей такими, какие они есть!

 

свернуть

Психологический тренинг для родителей «Сбрось усталость!» «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников центра»

29.03.2021

Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОПФР изо дня в день, испытывают колоссальное эмоциональное напряжение.  Ответственность и сложность «родительского труда», усугублённая бытовыми проблемами и заботами увеличивают риск развития депрессивных состояний, что крайне сильно влияет на любого человека, подрывая его физическое и психическое здоровье, желание и умение радоваться жизни, быть счастливым. 

Эффективной формой профилактики эмоционального напряжения родителей я считаю психологические тренинги, которые позволяют: 

-   познакомить родителей с приёмами саморегуляции (дыхательная гимнастика, релаксация, мышечное   расслабление,   визуализация, концентрация); 

- развить навыки управления стрессом, навыки позитивного мышления; 

- снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость; 

- повысить сплочённость родительского коллектива. 

Организация тренинга: группа родителей из 10-15 человек. 

Форма проведения тренинга: создание круга, свободное перемещение по залу, принятие удобного положения тела во время релаксации.  Продолжительность: 30-40 мин. 

Формы работы:  

- фронтальная работа; 

- работа в подгруппах; 

- работа в диадах; 

- индивидуальная работа. 

Методы работы: 

- беседа-дискуссия; 

- игровые упражнения; 

- релаксационные упражнения; 

- арт-терапия. 

Принципы работы: 

- искренность в общении; 

- обязательное участие в работе группы в течение всего времени; 

- «невынесение» обсуждаемых проблем за пределы группы;

    - право каждого участника сказать «стоп» -  прекратить обсуждение его проблем; 

- каждый участник говорит от себя, от своего имени; 

- не критиковать и признавать право каждого участника на своё мнение; 

- общение между всеми участниками на «ты». 

Примерная структура тренингового занятия

1.  Ритуал приветствия. 

2.  Разминка. 

3. Основное содержание занятия. 

4.  Рефлексия занятия. 

5.  Ритуал прощания. 

 

Ход занятия. 

1.    Упражнение «Приветствие». 

Цель: создание позитивного настроения и настроя на работу в группе.  Участники садятся в круг.

Ведущий: - Давайте начнём с того, что выскажем друг другу пожелания на день.  Первый встаёт подходит к любому и, поздоровавшись, высказывает своё пожелание на день. Тот, к кому подошёл первый участник, подойдёт к следующему и т.д., пока каждый не получит пожелание. 

2.    Упражнение «Психологическая зарядка». 

Цель: снятие мышечного напряжения, оптимизация самооценки. 

     1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть левым глазом, потом -  правым, повторить: «Очень я собой горжусь и на многое гожусь!» 

     2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!»; вытянуть руки над головой: «Не боюсь я никого!»; повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!»; повернуть голову влево: «Проживу теперь сто лет!» 

    3.  Потирая ладонь о ладонь: «Я принимаю удачу, с каждым днём становлюсь богаче!» 

    4.  Встать на цыпочки, руки сомкнуть в кольцо над головой: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!» 

    5. Руки на бёдрах, делая наклоны в право и влево: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!» 

    6.  Вытянуть руки вперёд, сжать кулачки, делать вращение руками: «На пути у меня нет преграды, всё получится как надо!» 

3. Упражнение «Пианино» 

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения. 

Участники садятся по кругу, кладут ладони на колени соседей. Ведущий запускает движение: один хлопок – вправо, два хлопка – влево. Сидящие по бокам продолжают заданный рисунок хлопком.

4. Упражнение «Сидим без стульев» 

Цель: сокращение дистанции в общении. 

Участники расходятся по комнате. Звучит музыка, все двигаются в её ритме.  Когда музыка заканчивается, участники как можно быстрее образуют пары: один наполовину приседает, другой садится на колени.  Два участника, выполнившие упражнение последними, выходят из игры. Оставшаяся последней пара награждается аплодисментами. 

5.  Упражнение «Я падаю!» 

Цель: развитие групповой сплочённости. 

Участники   прогуливаются   по   комнате.   Неожиданно   один   из   игроков, закричав: «Я падаю!», начинает медленно опускаться на пол или падать вперёд. Остальные играющие должны молниеносно поспешить на помощь и подхватить нуждающегося в поддержке, прежде чем он коснётся пола. Когда падающий   будет   спасён, все   снова   расходятся   по                                                                                                      комнате, действие повторяется снова. 

 

6.  Упражнение «Музыкальная релаксация»

Цель: снятие мышечных зажимов. 

Ведущий: «Сегодня я предлагаю вам потанцевать.  Не смущайтесь, не бойтесь! Ваши движения могут быть абсолютно различными.  Импровизируйте! Главное – это ощущение свободы, радости от движения в такт музыке. Начали!» 

Звучит музыка вальса. 

7.  Упражнение «Мне сегодня…» 

Цель: рефлексия прошедшего тренинга, поднятие настроения. 

Каждому участнику тренинга предлагается закончить фразу: «Мне сегодня…» и сказать, оправдались ли ожидания от занятия. 

В ответ ведущий предлагает участникам достать по одной записке из «волшебной шкатулки», которая подскажет им, что ожидает их сегодня или что нужно сделать в ближайшее будущее. 

   Пожелания: 

- тебе сегодня особенно повезёт; 

- жизнь готовит тебе приятный сюрприз; 

- наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь; 

- люби себя такой, какая ты есть – неповторимой! 

- сделай себе подарок, ты его заслуживаешь; 

- сегодня с тобой и радость, и спокойствие; 

- сегодня твой день, успех с тобой! 

- верь в себя, все твои планы и мечты реализуются. 

Эти пожелания волшебным образом влияют на людей, подбадривают, придают уверенности.

 

Литература: 

1.  Бабич О.И.  Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград, 2009. 

2.  Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – СПб, 2007. 

3.  Самоукина Н. А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. – М., 1997. 

4.  Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. – М., 2002. 

 

Педагог-психолог     Горбачевский Владимир Владимирович

 

 

 

Тебе сегодня особенно повезёт. 

Жизнь готовит тебе приятный сюрприз. 

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь. 

Люби себя такой, какая ты есть – неповторимой! 

Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь; 

Сегодня с тобой и радость, и спокойствие; 

Сегодня твой день, успех с тобой! 

Верь в себя, все твои планы и мечты реализуются. 

Всё тобою задуманное непременно сбудется. 

Жизнь улыбнётся тебе, никогда не унывай! 

Прими ситуацию такой, какая она есть. Всё решится само собой. 

Верь в мечту, и она обязательно сбудется! 

Шагай по жизни смело, всё будет так, как ты хочешь. 

Жизнь даёт тебе шанс, не упусти его! 

 

 

свернуть

1. Заседание родительской гостиной «Путешествие в страну Я»

2. Заседание родительской гостиной "Я - родитель"