Преемственность. Межведомственное взаимодействие
Совместное физкультурно-оздоровительное мероприятие "Моя спортивная семья"
21.05.2021День открытых дверей
22.04.202121 апреля 2021 года в отделении дневного пребывания для инвалидов государственного учреждения «Воложинский территориальный центр социального обслуживания населения» (далее – ТЦСОН) прошел «День открытых дверей». В этот день гостями стали родители выпускников, специалисты государственного учреждения образования «Воложинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ЦКРОиР).
Специалисты ТЦСОН рассказали о возможностях отделения по социальной реабилитации и дальнейшей социализации выпускников ЦКРОиР, провели экскурсию по кабинетам, мастерским, продемонстрировали изделия, сделанные руками молодых инвалидов, посещающих отделение. Гости смогли стать слушателями небольшого концерта.
В течение двух лет ведется работа по обеспечению преемственности и межведомственного взаимодействия специалистов ЦКРОиР и ТЦСОН при переходе выпускника ЦКРОиР на обслуживание в ТЦСОН. Для специалистов ЦКРОиР очень важно, чтобы выпускники смогли применить сформированные у них в центре умения и навыки в дальнейшей жизни. Помогают им в этом специалисты ТЦСОН. Для того, чтобы эта помощь была эффективной, в территориальный центр передается подробная информация об индивидуальных особенностях каждого выпускника, его потенциальных возможностях и предпочтениях.
Участники мероприятия пришли к единому мнению, что преемственность при переходе выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН позволяет избежать психологического дискомфорта, связанного с изменением привычной обстановки, их успешной адаптации в дальнейшем жизненном пространстве.
Вместе с тем, двери ЦКРОиР всегда открыты для выпускников и их родителей, им всегда рады и с нетерпением ждут на всех культурно-массовых мероприятиях.
В кругу друзей
12.03.202111 марта 2021 года в рамках программы по обеспечению преемственности перехода и организации дальнейшей деятельности выпускников государственного учреждения образования «Воложинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» в государственное учреждение «Воложинский территориальный центр социального обслуживания населения» специалисты ЦКРОиР пришли в гости к своим выпускникам в отделение дневнего пребывания инвалидов при ТЦСОН. Весело и шумно мы отпраздновали Масленицу: весёлая народная музыка, фигурка (чучело) Масленицы, песни и пляски, народные игры и забавы, хороводы – всё это создавало атмосферу праздника и веселья, доброжелательности и тепла. Так же не обошлось без вкусных и ароматных блинов, которые являются символом солнца, с душистым чаем.
Веселые улыбки согрели всех теплом, а праздник получился душевным и радостным.
Масленица закончилась, но чувство радости осталось у всех надолго.
Впереди будут новые встречи…
Взаимодействие с ТЦСОН
04.03.2021На протяжении 2019/2020, 2020/2021 учебных годов реализуется программа по обеспечению преемственности перехода и организации дальнейшей деятельности выпускника государственного учреждения образования «Воложинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ЦКРОиР) в государственное учреждение «Воложинский территориальный центр социального обслуживания населения» (далее – ТЦСОН).
В рамках социально-педагогического сопровождения процесса перехода выпускника ЦКРОиР в ТЦСОН организовываются совместные обследования семьи выпускника, проводятся индивидуальные консультации для родителей, разрабатываются буклеты и памятки.
Для реализации программы предусмотрены мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению выпускника и оказанию помощи его родителям.
Преемственность перехода выпускника ЦКРОиР в ТЦСОН позволяет избежать психологического дискомфорта, связанного с изменением привычной обстановки.
25 февраля 2021 года в ЦКРОиР прошло заседание совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних со специалистами ТЦСОН. В ходе встречи был проведен анализ работы по обеспечению преемственности перехода и организации дальнейшей деятельности выпускника государственного учреждения образования ЦКРОиР в ТЦСОН за период с сентября 2019 года по январь 2021 года.
По итогам заседания приняты соответствующие решения.
Реализация программы по обеспечению преемственности перехода и организации дальнейшей деятельности выпускника продолжится до августа 2021 года.
Алгоритм перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН
Выпускники центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) лица с тяжёлыми и (или) мнножественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее – ТМНР), завершающие освоение образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в последний год обучения.
Переход выпускника ЦКРОиР на социальное обслуживание в ТЦСОН (далее – Переход) – смена социального статуса выпускника ЦКРОиР, рода его занятий, окружения и места регулярного пребывания, сопровождающаяся процессом межведомственного взаимодействия специалистов ЦКРОиР, ТЦСОН в сотрудничестве с выпускником ЦКРОиР и членами его семьи.
Деятельность ЦКРОиР по организации перехода выпускников в ТЦСОН определяют Методические рекомендации по организации процесса перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН утверждённые Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.10.2013.
Алгоритм перехода выпускника ЦКРОиР для обслуживания в ТЦСОН
основывается на следующих принципах: преемственности, педагогического оптимизма. Комплексности, сотрудничества с семьёй, учёта индивидуальных и специфических особенностей выпускника.
Принцип преемственности означает межведомственное взаимодействие всех участников Перехода, нацеленное на сохранение здоровья выпускника ЦКРОиР, приобретённых им навыков, знаний и умений, а также на непрерывное их развитие.
Принцип комплексности означает, что с лицами с ТМНР и их семьями работает междисциплинарная команда специалистов, включающая профессионалов разных профилей.
Принцип сотрудничества с семьей содействует достижению успеха в нормализации жизни лиц с ТМНР. Семья должна принимать участие во всех планах реабилитации. Она должна знать обо всех предоставляемых услугах, давать на них согласие.
Принцип учета индивидуальных и специфических особенностей личности и ее потребностей, понимание трудностей, своевременное фиксирование даже самых малых достижений помогает наметить более правильные пути социальной реабилитации и интеграции молодых людей с ТМНР.
Принцип педагогического оптимизма предполагает, что люди с ТМНР обладают такой же ценностью, как и другие люди. Они имеют реабилитационный потенциал для развития, который может реализоваться только в условиях благоприятной окружающей среды.
Цель алгоритма – обеспечение последовательности и согласованности действий специалистов ЦКРОиР и ТЦСОН, сопровождающих процесс перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН, определение их функций на каждом этапе для достижения наилучших результатов социальной адаптации лиц с ТМНР в новых жизненных обстоятельствах.
Организационные мероприятия алгоритма следует рассматривать как примерные. Они могут варьироваться, дополняться с учетом специфики региональных условий, наличия ресурсов, большой неоднородности лиц с ТМНР, созданных возможностей для их социализации и др. Временные границы этапов алгоритма также следует рассматривать как условные. Необходимым условием при этом является соблюдение прав и гарантий лиц с ТМНР, содержащихся в действующих нормативных правовых актах, регулирующих решение проблем инвалидности в стране.
Непосредственные участники Перехода:
выпускник ЦКРОиР;
семья выпускника ЦКРОиР;
специалисты ЦКРОиР;
специалисты ТЦСОН.
Осуществление Перехода предполагается в четыре этапа:
- I.Подготовительный
- II. Адаптационный
III. Основной этап
- IV. Контрольно-оценочный этап
I.Подготовительный этап (октябрь-май)
Задачи:
Обмен информацией между специалистами ЦКРОиР и ТЦСОН о выпускнике.
Определение необходимого комплекса условий для создания оптимальных условий социализации и реабилитации выпускников ЦКРОиР в условиях ТЦСОН. Осуществление специалистами ТЦСОН подготовки к приему выпускника. Актуализация базы данных ТЦСОН с учетом сведений о выпускниках ЦКРОиР, обеспечение полноты и достоверности сведений о них.
Методическая помощь специалистам ТЦСОН, обсуждение и согласование со специалистами ТЦСОН содержания и методов работы с лицами с ТМНР.
- Адаптационный этап (июнь-ноябрь)
Задачи этапа:
Формирование доброжелательных установок, чуткости и терпимости в отношении лиц с ТМНР у персонала ТЦСОН.
Организация безбарьерной и адаптивной пространственно-предметной среды в ТЦСОН для сохранения и дальнейшего развития навыков и умений у молодых инвалидов, сформированных в процессе обучения в ЦКРОиР.
Изучение способностей, наклонностей, умений и навыков выпускников с целью подбора для них занятий по интересам. –
Планирование работы в отделении ТЦСОН с учетом потребностей вновь поступивших выпускников ЦКРОиР.
Разработка индивидуальных планов реабилитации для выпускников ЦКРОиР.
III. Основной этап (декабрь – май) первого года пребывания в ТЦСОН
Задачи этапа:
Создание условий для занятий молодых инвалидов по интересам, их социально-бытовой адаптации и реабилитации, получения трудовых навыков и развития интереса к труду.
Осуществление работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР, принятыми на обслуживание в ТЦСОН.
Проведение мероприятий, направленных на участие лиц с ТМНР в различных формах общественной жизни и включения их в активное социальное взаимодействие.
Создание условий для обучения молодых людей с ТМНР навыкам самостоятельности в быту, на улице, транспорте и т.д
- Контрольно-оценочный этап (июнь)
Задачи:
Оценка эффективности межведомственного взаимодействия в процессе Перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.
Оценка полученных результатов деятельности ТЦСОН и динамики социального развития лиц с ТМНР.
Анализ существующих достижений и определение путей совершенствования работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР.
Пакет сопроводительных документов на выпускника:
документ о специальном образовании;
психолого-педагогическая характеристика;
профиль овладения социально-бытовыми навыками;
профиль овладения элементарными трудовыми навыками.
В целях обеспечения преемственности и межведомственного взаимодействия ежегодно разрабатываются и утверждаются планы взаимодействия ЦКРОиР и ТЦСОН.
Работа по организации перехода выпускника государственного учреждения образования "Воложинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" в государственное учреждение "Воложинский территориальный центр социального обслуживания населения"
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации процесса перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения от 29.10.2013 г. в Центре осуществляется переход выпускника ЦКРОиР в ТЦСОН. Разработана и реализуется Программа по обеспечению преемственности перехода и организации дальнейшей деятельности выпускника государственного учреждения образования "Воложинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" в государственное учреждение "Воложинский территориальный центр социального обслуживания населения" на 2019/2020 и 2020/2021 учебные годы.
Цель: совершенствование межведомственных механизмов координации деятельности государственного учреждения образования "Воложинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" и государственного учреждения "Воложинский территориальный центр социального обслуживания населения" по обеспечению преемственности перехода и организации дальнейшей деятельности выпускника с особенностями психофизического развития.
http://asabliva.by/sm.aspx?guid=77763