Профориентационная работа
Информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования
№ п/п |
Название учебного заведения |
Категория поступающих (характер нарушения) |
Уровень образования поступающих |
Наименование учебной специальности, единичной квалификации |
1. |
УО «Борисовский государственный строительный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
учебный план первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;
«общестроительные работы: плотник» |
2. |
УО «Вилейский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
учебный план первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
«ремонт сельскохозяйственной техники: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;
«изготовление швейных изделий: швея» |
3. |
ГУО «Воложинский сельскохозяйственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
учебный план первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
«изготовление швейных изделий: швея»;
«ремонт сельскохозяйственной техники: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»
|
4. |
УО «Копыльский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
учебный план первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
«изготовление швейных изделий: швея»;
«ремонт сельскохозяйственной техники: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»
|
5. |
УО «Смолевичский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
учебный план первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
«овощеводство, садоводство и пчеловодство. Благоустройство территорий: овощевод, рабочий зелёного строительства» |
6. |
УО «Любанский государственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью |
учебный план первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;
«ремонт сельскохозяйственной техники: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
7. |
ГУО «Червенский строительный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
учебный план первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»
|
8. |
УО «Слуцкий государственный индустриальный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
учебный план первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»
|
9. |
УО «Молодечненский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
учебный план первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;
«изготовление швейных изделий: швея»
|
10 |
УО «Узденский государственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью |
учебный план первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью |
«ремонт сельскохозяйственной техники: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;
«изготовление швейных изделий: швея»
|
Профессиональная ориентация учащихся с особенностями психофизического развития
Профессиональная ориентация учащихся с особенностями психофизического развития может быть определена как комплекс медико-биологических, социально-экономических и психолого-педагогических мер, содействующих профессиональному самоопределению.
Профессиональное самоопределение является основным результатом профессиональной ориентации учащихся и определяется как состояние готовности к реальному и осознанному выбору профессии.
Показателями готовности к выбору профессии являются:
- наличие профессионального выбора,
- знание о профессии и её требованиях к личности,
- знание своих индивидуальных особенностей,
- учебная и практическая работа по выбираемой специальности,
- наличие общих трудовых навыков.
Цель подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению состоит в подведении к осознанному решению о выборе профессии и пути её получения.
Достижение данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
- формирования у учащихся мотивации выбора профессии;
- формирования у учащихся знаний о видах производства, состоянии рынка труда, потребностях экономики в кадрах, содержании и перспективах развития профессий, формах и условиях их освоения, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, возможностях профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- формирования у учащихся знаний о себе, своих возможностях, адекватной самооценки и притязаний при решении вопроса о выборе профессии и путях её получения;
- организации взаимодействия учреждений общего среднего, специального образования с органами по труду, занятости и социальной защите, организациями здравоохранения, учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования, общественными объединениями и организациями, родителями (лицами их заменяющими) учащихся с особенностями психофизического развития в области профессиональной ориентации.
Принципы профессиональной ориентации:
- сознательности в выборе профессии;
- приоритета интересов и возможностей личности,гуманистического характера профориентации;
- доступности профессиональной и иной информации, необходимой для выбора или перемены профессии, формы обучения и трудоустройства;
- равных возможностей получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учёбы или работы, возраста,пола, национальности и религиозного мировоззрения;
- развития, в основе которого находится идея выбора профессии с учётом её возможностей для повышения квалификации, заработка и, соответственно, удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей по мере роста опыта и профессионального мастерства;
- взаимосвязи профориентационной работы с практикой (помощи выборе профессии с учётом потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах);
- систематичности и преемственности, который предполагает проведение профориентационной работы на разных возрастных этапах;
- взаимосвязи всех социальных партнёров, заинтересованных в профориентационной деятельности.
Материал подготовлен с использованием статьи:
Шинкаренко, В. А. Подготовка учащихся с особенностями
психофизического развития к профессиональному самоопределению
/ В. А. Шинкаренко // Спецыяльная адукацыя. – 2015. – № 2. – С. 16–20.
Перечень документов для получения профессионально технического образования
Лица, поступающие в учреждение образования для получения профессионально-технического образования, подают в приемную комиссию следующие документы:
-
заявление на имя руководителя учреждения образования по установленной форме;
-
оригиналы документа об образовании и приложения к нему;
-
медицинскую справку о состоянии здоровья по форме, установленной Министерством здравоохранения;
-
документы, подтверждающие право поступающего на льготы при приеме на обучение;
-
6 фотографий размером 3 x 4 см.
Кроме перечисленных документов при необходимости дополнительно в приемную комиссию представляются:
-
заключение врачебно-консультационной или медико-реабилитационной экспертной комиссии об отсутствии противопоказаний для обучения по выбранной специальности и квалификации (для лиц с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов, инвалидов I, II или III группы).
-
паспорт, удостоверяющий личность.
-
(для несовершеннолетних, не имеющих такого документа, - свидетельство о рождении).
Прием документов для получения профессионально-технического образования в дневной форме получения образования осуществляется с 15 июня по 23 августа.
При приеме воспитанника, имеющего статус сироты, в учреждение профессионально- технического образования должны быть переданы все документы, которые указаны в «Едином перечне документов, находящихся в личном деле детей-сирот»:
1. Перечень документов, находящихся в личном деле детей-сирот.
2. Документы о полученном образовании.
3. Документы о родителях (свидетельство о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей).
4. Информация о наличии и местонахождении братьев и сестер.
5. Опись имущества, принадлежащего ребенку.
6. Решение местного исполнительного и распорядительного органа о закреплении права пользования жилым помещением (с указанием количества граждан, прописанных в нем и метража), из которого выбыл ребенок, либо об отказе в закреплении этого права.
7. Справка о постановке на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением социального пользования.
8. Документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке.
9. Пенсионное удостоверение, если ребенку назначена пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца, либо документы, подтверждающие право ребенка на пенсию.
10. Иные документы, имеющие отношение к ребенку.