Методическая копилка

План-конспект "Ориентировка в классе"

20.04.2023

Учебный предмет «Ориентировка в окружающем».

Тема: «Ориентировка в классе».

Класс: 3.

Задачи:

- формировать умение различать оборудование класса: учебная доска, парты, учительский стол, диван;

- упражнять в умении ориентироваться в пространстве, правильно понимать и применять значения слов «справа», «слева»;

- совершенствовать ориентацию в собственном теле;

- формировать умение определять расположение предметов: справа-слева;

- развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук; логическое мышление, внимание;

- воспитывать усидчивость, умение слушать, самостоятельность.

Оборудование: презентация «Ориентировка в классе», пазл «Класс», учебное пособие «Ориентировка в окружающем» 3 класс, картинки с предметами мебели, дидактическая игра «Части тела», дидактическая игра «Рисунки на спине», задание «Справа-слева», сундучок с сюрпризом.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Прозвенел звонок и начинается четвертый урок «Ориентировка в окружающем».

-Владислав, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давай поздороваемся.

Скажем «Здравствуйте» руками (машем руками из стороны в сторону)

Скажем «Здравствуйте» глазами (моргаем глазами)

Скажем «Здравствуйте» мы ртом (широко улыбаемся)

Станет радостно кругом (руки вытянуть в стороны ладонями вниз)

 

-Давайте покажем, как мы умеем хорошо себя вести и продуктивно заниматься. Сядьте прямо, сложите руки на парте перед собой и слушайте внимательно.

 

  1. Основная часть.

-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по нашему классу.

Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Это Незнайка, и он хочет с нами поздороваться. (слайд 2)

-Он немного расстроен, злой волшебник украл его сундучок с сюрпризом, и он очень хочет его найти, но самому справиться ему нелегко, он просит вашей помощи. Поможем ему, Владик?

- Очень вовремя пришел к нам Незнайка, потому что наш урок сегодня называется «Необычное путешествие по обычной классной комнате». Мы с вами будем делать много интересного: играть, рисовать и конечно поможем нашему Незнайке найти его сундучок.

Ну что готовы, отправиться в путешествие?

Фото класса (слайд 3).

В центре большую часть времени мы проводим в классе.

-Класс-это не просто комната, это классная комната. Здесь мы вместе будем радоваться, делиться впечатлениями. Но главное, здесь мы будем добывать вместе знания. Нужно бережно относиться к ней, нельзя шуметь, громко говорить, и тогда она откроет нам свои секреты.

- Посмотрите, как красиво, уютно в классе. Нам будет приятно здесь учиться. Мы должны беречь классную комнату.

А теперь я загадаю ЗАГАДКИ, а мы вместе их разгадаем.

Стоит чудесная скамья, На ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (парта) (слайд 4)

На слайде рисунок парты.

Только в классной комнате есть особая мебель – парты.

Для чего нужны парты?

- Как правильно сидеть за партой? (разбираем правильную посадку за партой).

Следующая загадка.

По черному белым Пишут мелом. Потрут тряпицей – Чиста страница. (Школьная доска) (слайд 5)

На слайде рисунок доски.

Для чего нужна классная доска?

А еще у нас в классе есть учительский стол, за которым работает учитель. (слайд 6). А также диван. (слайд 7).

 

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОЖИ ПАЗЛ» (фото класса). (слайд 8)

Молодец. У тебя все отлично получилось.

- Где потолок? Потолок наверху, (потянулись руками вверх).

Где пол?  пол он низко, пол внизу (присели)

 

РАБОТА С КАРТИНКАМИ.

Покажи, где парта?

Покажи, где доска?

Покажи, где учительский стол?

Покажи, где диван?

 

А теперь откроем УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ на стр. 48. Давай посмотрим, что тут нарисовано. Найди парту, доску, учительский стол. Молодец!

 

УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ПРЕДМЕТ ПО КАРТОЧКЕ». Давай найдем предметы, которые изображены на карточках.

(доска, парта, стол, диван)

Где у нас диван в классе? (Прикрепите карточку рядом с диваном).

Где у нас парты в классе? (Прикрепите карточку рядом с партой).

Где у нас доска в классе? (Прикрепите карточку рядом с доской).

Где у нас учительский стол в классе? (Прикрепите карточку рядом со столом).

Вот какие молодцы, мы справились с заданием и  отправляемся дальше в путь.

 

ЗАДАНИЕ  «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)

- Покажи правую руку (левую).

- Покажи левую ногу (правую).

- Покажи правое ухо (левое).  

- Покажи правый глаз (левый).

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧАСТИ ТЕЛА».

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РИСУНКИ НА СПИНЕ».

 

Послушай следующую загадку.

Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это. (Карандаш). (слайд 9)

- Для чего нужны карандаши?

- Карандаши могут нарисовать все, что угодно. Когда нам грустно, они рисуют грустные картины, когда радостно – радостные.

Это веселые карандаши и они приготовили для нас задание.

Но перед этим заданием нам надо размять наши пальчики, чтобы они лучше нас слушались.

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА 

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу, (Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою, (Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою (Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, (Пальцы расцепит ь и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

 

ЗАДАНИЕ «СПРАВА-СЛЕВА». (на печатной основе).

 

Подведение итогов. Рефлексия.

Что мы делали сегодня на уроке? Какие предметы мебели мы сегодня искали? Кому помогали найти сундук?

Давайте посмотрим, что же нам приготовил волшебник Незнайка.

Ребята, вам понравилось наше путешествие?   Мы сегодня научились познавать окружающий мир, и это вам пригодиться в жизни

И Незнайка тоже рад что мы ему помогли найти его сундучок, и он хочет поделится с вами его содержимым. (подарок раскраска и конфеты)

Спасибо всем за внимание.

 

Учитель                            Карачун И.Л.

свернуть

План-конспект индивидуального коррекционного занятия «Весенняя капель звуков»

19.04.2023

План-конспект индивидуального коррекционного занятия «Весенняя капель звуков»

Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Стертая форма дизартрии, 2 класс.

23.03.2023

 

Задачи:

        1.Формировать и развивать навык правильного произношения звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

        2.Развивать и закреплять умение изменять глаголы прошедшего времени единственного числа женского рода, спрягать глаголы по лицам.

        3.Развивать фонематический слух, внимание, ручную, мелкую  и артикуляционную моторику.

        4.Воспитывать навык контроля за собственной речью. 

Оборудование: зеркало, игровое пособие артикуляционной гимнастики «Повтори», дидактические игры «Один-много», «Назови слова», «Цветные слова», «Где предмет?», «Милана купила», «Кольца Луллия», цветные маркеры.

 

Ход занятия:

 

1.Оргмомент

Приветствие.

Учитель-дефектолог: Какая пора года? Какие признаки весны?

На дворе звенит капель!

Сегодня у нас игры со звуком [Л]!

На доске капли дождя, одна капля - одна игра.

2.Основная часть

Игра «Повтори»

Учитель-дефектолог: У нас весенняя капель, играем с язычком теперь!

Сочетание движений общей и артикуляционной моторики.

Игра «Один-много»

Учитель-дефектолог: Назовем предметы в единственном и множественном числе, поочередно указывая левой и правой рукой.

Словесная игра «Исправь ошибку»

Учитель-дефектолог: Желтый лодка, белое платок, голубой палатка, голубая флаг, салатовый мыло, белый балалайка, желтая одеяло, салатовая клубок, салатовое платье.

Игра «Назови слова»

Учитель-дефектолог: Назовем предметы, обозначая их движениями пальцев левой и правой руки.

Словесная игра «Я сказала. Измени слова»

Учитель-дефектолог: Плыл - плыла, колол, полол, послал, молол, делал, ласкал, гладил, плавал, наладил, ловил, ломал, глотал, баловал, колотил, молотил, положил, лопнул, хохотал, служил, слышал, получил, улыбался.

Игра «Цветные слова»

Учитель-дефектолог: Составим предложения, превратим белые предметы в цветные.

Лампа, школа, скала, халат, юла, ложка, лото, лодка, мыло, одеяло, калоши, лук, лупа, луна, лужа, лукошко.

Слон был белый, а стал салатовый (желтый) и т.д.

Физкультминутка. Игра «Где предмет?»

Учитель-дефектолог: А сейчас расскажем и покажем, где находится предмет.

Лупа на лавке, лошадь за лавкой, булавка под лавкой и т.д.

Игра «Милана купила»

Учитель-дефектолог: Составим предложения, расскажем о покупках Миланы.

Белое полотенце, золотой кулон, голубое одеяло, жёлтый подсолнух, шёлковый платок, подсолнечное масло, круглая тарелка, пластмассовая кукла. Милана купила белое полотенце и т.д.

Словесная игра «Я, ты, мы, он, она, они…»

Учитель-дефектолог: Давай улыбнемся солнышку, послушаем пение соловья.

Я улыбаюсь солнышку, ты улыбаешься солнышку, мы улыбаемся солнышку и т.д.

Игра «Кольца Луллия»

Учитель-дефектолог: Составим предложения из трех карточек, которые определились волчком.

Словесная игра «Весенняя капель»

Учитель-дефектолог: Назовем слова со звуком [Л] по количеству капель, игр на занятии.

3.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Учитель-дефектолог: Что понравилось на занятии?

 

 

Подготовила: учитель-дефектолог    В.В.Колоскова

 

свернуть

Из опыта работы ДЦРР г.п.Ивенец

11.04.2022

План-конспект коррекционно-развивающего занятия «Зимние забавы»

07.01.2022

 

Цель занятия: развитие эмоционально-личностной сферы, развитие познавательной активности.

Коррекционные задачи:

- установить эмоциональный контакт с ребенком;

- создать положительное отношение к совместной деятельности;

- создать условия для развития познавательной активности;

- развивать доверительные отношения с ребенком.

Развивающие задачи:

- развивать тактильно-осязательное и зрительное восприятие;

- развивать навыки приклеивания;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать усидчивость;

- воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Здоровьесберегающие задачи:

- соблюдать режим нагрузок, избегая переутомления;

- чередовать виды деятельности.

Методы обучения: словесная инструкция, показ действий педагогом-психологом, совместное выполнее действий.

Оборудование: Куклы-игрушки, планшет, сенсорная коробка с рисом, снежинки, ведерко со снежками, шаблон для аппликации «Снеговик», поднос, ватные шарики, клей-карандаш, влажные салфетки.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

          Педагог-психолог здоровается с ребенком.

Игра-приветствие «Здравствуйте!»

Педагог-психолог: Сегодня к нам на занятие пришли куклы Маша и Дима. Давай мы с ними тоже поздороваемся.

(Педагог-психолог демонстрирует движения и повторяет вместе с ребенком).

Здравствуй, солнышко – дружок (поднимаем руки вверх)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе«Здравствуйте!» - сказали (здороваемся).

 

 

  1. Основная часть

Педагог-психолог (загадывает загадку и демонстрирует картинку на планшете): Имя ребенка, сейчас я загадаю тебе загадку.

Загадка

Я тепла не потерплю,

Закружу метели.

Все поляны побелю,

Разукрашу ели.

Замету снежком дома,

Потому что я … (зима)

Игра «Снежинки»

Педагог-психолог: Правильно! Сейчас самое красивое время года! Сказочное, волшебное! Только зимой можно увидеть, как серебрятся снежинки в воздухе! И мы с тобой сейчас посмотрим, как это происходит. Игра на планшете.

Игра «Найди снежинку»

Педагог-психолог: Наши снежинки падают вниз и мягким, белым одеялом покрывают всё вокруг! Сейчас мы с тобой, имя ребенка, поищем снежинки, которые спрятались в коробке (игра с сенсорной коробкой с рисом).

Молодец, имя ребенка! Мы с тобой нашли все спрятанные снежинки!

          Игра «Одень на прогулку»

Педагог-психолог: Имя ребенка, скажи, пожалуйста, а какой же бывает зима? (Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая). Как бывает на улице: тепло или холодно? На прогулку зимой нужно надевать теплую одежду.

Наши друзья, Маша и Дима собрались на прогулку и нам нужно им помочь тепло одеться. Поможем им? Игра на планшете.

Гимнастика для глаз «Снежинки»

Педагог-психолог: Спасибо, имя ребенка, наши друзья очень рады и могут идти на улицу. А мы с тобой немножко отдохнем и проведем гимнастику для наших глаз.

Мы снежинку увидали – со снежинкою играли. 

(Дети берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинка вправо полетела, глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить взглядом). 

Вот снежинка полетела, глазки влево посмотрели. 

(Отвести снежинку влево).

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал. 

(Поднимать снежинки вверх и вниз).

Дети смотрят вверх и вниз. Всё! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)

Глазки закрываем, (закрыть ладошками глаза)

Глазки отдыхают.

Педагог-психолог: Имя ребенка, давай мы вместе с Машей и Димой налепим снежки.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)  Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)  Круглый, крепкий, очень гладкий, (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Но совсем-совсем не сладкий (погрозить пальчиком).

Игра «Снежки»

Педагог-психолог: Смотри, имя ребенка, вместе с Машей и Димой мы налепили целое ведерко снежков. Сколько их? Давай поиграем с ними. Игра на планшете.

Аппликация «Снеговик».

Педагог-психолог: Имя ребенка, а что можно сделать из больших снежных комков? Давай мы с тобой сделаем веселого снеговика. (Вместе с ребенком педагог-психолог выполняет аппликацию используя ватные шарики и клей-карандаш).

Какой красивый и веселый получился у нас снеговик. Здорово!!!

  1. Заключительная часть

Педагог-психолог: Маша и Дима благодарят тебя за помощь и активное участие в играх.

Релаксация «Пузыри»

Педагог-психолог: Пришло время расставаться.

Ритуал прощания «Встретимся опять»

Встаем друг напротив друга, протягиваем вперед руку и говорим слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».

 

Подготовила педагог-психолог Садовская А.Ю.

 

свернуть

План-конспект подгруппового занятия по развитию речи

Дата:  

Тема:  Обучение пониманию и выполнению совместно со взрослым простейших инструкций

 

Задачи:

Образовательные:

- Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию;

- Продолжать формировать у детей положительное отношение и интерес к игровым действиям.

Развивающие:

- развивать понимание речи; 

- закреплять названия частей тела.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Здоровьесберегающие: - следить за правильной посадкой детей за рабочим местом;

- соблюдать режим нагрузок, избегая переутомления;

- чередование видов деятельности.

 

Методы обучения: Показ действий педагогом; действия руками ребенка; поэтапная словесная инструкция.

 

Оборудование: массажные мячи; погремушки; мягкая игрушка «мишка»; вкладыши «Цыплята», «Мои игрушки»; две заготовки «Цветочная поляна» (разноцветные капли гуаши на альбомных листах, покрытые пищевой пленкой); влажные и сухие салфетки; мыльные пузыри

 

 

 

Ход занятия:

I. Организационный момент

     Учитель-дефектолог проверяет правильность посадки детей за столом (спинка ровная, прямая, ножки вместе), и их готовность к занятию.

Игра-приветствие

Здравствуйте, здравствуйте, щечки. (Педагог поочередно поглаживает щечки каждого ребенка).

Здравствуйте, здравствуйте, ушки. (Педагог поочередно поглаживает ушки каждого ребенка).

Здравствуйте, здравствуйте, ручки. (Педагог поочередно поглаживает ручки каждого ребенка).

Здравствуйте, здравствуйте, ножки. (Педагог поочередно хлопает по ножкам каждого ребенка).

Здравствуй, здравствуй,  Влад (Ксения). ( Педагог машет руками совместно с каждым ребенком).

II. Основная часть

Игровое упражнение 1: «Ходит ёжик». Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажного мяча «Ежик»:

Ходит ежик вдоль дорожек                      Педагог катает массажный мяч по ладоням каждого ребенка

По лесу, по лесу.

И иголками своими

Колется, колется.                          

Как я ёжику-ежу.                        

Ту дорожку покажу,

Где катают шишки

Маленькие мышки.                  

Игровое упражнение 2: «Делай, как я»

 Учитель-дефектолог: Влад, посмотри, что я тебе принесла (педагог показывает ребенку погремушку, которую держит в руке), вот какая красивая погремушка. Погремушка гремит: тук-тук-тук. Встряхивает погремушку. Протягивает ее ребенку. Влад, на погремушку, — педагог побуждает мальчика взять игрушку. Педагог берет себе аналогичную погремушку и, потряхивая ею, приговаривает тук-тук-тук, побуждая к повторению действия и звукоподражания.

     В конце занятия педагог убирает свою погремушку, протягивает руку к игрушке ребенка и говорит: «Влад, дай погремушку». Если ребенок сам не отдает ее, то учитель-дефектолог потихоньку берет игрушку из его рук, повторяя при этом просьбу: «Влад, дай погремушку».

 

Игровое упражнение 2: «Делай, как я»

Учитель-дефектолог: Ксения, посмотри, что я тебе принесла (педагог показывает ребенку погремушку, которую держит в руке), вот какая красивая погремушка. Погремушка гремит: тук-тук-тук. Встряхивает погремушку. Учитель-дефектолог касается руки ребенка, чтобы побудить к выполнению целенаправленного движения к игрушке и захватыванию ее в ладонь: Вот так! Держи! Молодец, Ксюша! Сопряженное выполнение движений.

     В конце занятия педагог убирает свою погремушку, протягивает руку к игрушке ребенка и говорит: «Дай погремушку». Если ребенок сам не отдает ее, то учитель-дефектолог потихоньку берет игрушку из его рук, повторяя при этом просьбу: «Ксюша, дай погремушку».

 

 

Игровое упражнение 3: Вкладыши «Цыплята»

Учитель-дефектолог: Влад, к нам в гости пришел мишка (педагог показывает игрушку, заранее приготовленную),  посмотри, что он нам принёс - игру-вкладыш «Цыплята»! Педагог дает ребенку простую инструкцию, как выполнять задание. А затем просит его самостоятельно выполнить. Учитель-дефектолог хвалит ребенка: Молодец, Влад, у тебя хорошо получается!

Игровое упражнение 3: Вкладыши «Мои игрушки»

Учитель-дефектолог: Ксюша, к нам в гости пришел мишка (педагог показывает игрушку, заранее приготовленную),  посмотри, что он нам принёс - игру-вкладыш «Мои игрушки»! Педагог показывает ребенку, как выполнять задание. Сопряженное выполнение упражнения. Учитель-дефектолог хвалит ребенка: Молодец, Ксюша, у тебя хорошо получается!

Физкультминутка (Игра «Топ-топ, хлоп-хлоп»)

Учитель-дефектолог: Молодцы, вы хорошо справились с заданием! Сейчас давайте встанем из-за стола и отдохнем.

Мы топаем ногами, топ-топ-топ (ходьба на месте)                 Выполнение движений по тексту стихотворения совместно с педагогом  

Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши)

Качаем головой, ой-ой-ой (наклоны головы влево, вправо)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Мы руки опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаём (взяться за руки).

И кружимся вдвоем, (покружиться).   

Влад выполняет упражнение самостоятельно (под контролем педагога); с Ксенией - сопряженное выполнение движений согласно тексту стихотворения.

Игровое упражнение 4: «Цветочная поляна»

Учитель-дефектолог: Влад, Ксюша, к нам на занятие прилетела пчелка (педагог показывает куклу-перчатку «Пчелка», заранее приготовленную). Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Вот она к нам и прилетела, чтобы мы ей помогли. Давайте поможем пчелке и нарисуем цветочную поляну.

Вот что у нас есть (педагог показывает заготовки «Цветочная поляна»). Мы сейчас с вами будем рисовать цветочки нашими пальчиками и ладошками. Мы возьмем свои пальчики (ладошки) и прижмем к разноцветным капелькам. Вот так!

Рисование пальчиками (ладошкой), вызывание положительных эмоций от совместной деятельности.

Учитель-дефектолог: Какие замечательные получились цветочные полянки! Влад, Ксюша, вы постарались, пчелка будет очень довольна. Молодцы!

 

Игровое упражнение 5: «Мыльные пузыри»

Учитель-дефектолог: Влад, посмотри, что у меня есть (педагог показывает мыльные пузыри, заранее приготовленные). Я буду выдувать пузыри, а ты наблюдай за ними. Влад, теперь ты выдувай пузыри самостоятельно. Молодец, у тебя хорошо получается!

 

 

Игровое упражнение 5: «Мыльные пузыри»

Учитель-дефектолог: Ксюша, посмотри, что у меня есть (педагог показывает мыльные пузыри, заранее приготовленные). Я буду выдувать пузыри, а ты наблюдай за ними. Ксюша, а теперь давай попробуем ловить мыльные пузыри  (сопряженное выполнение действий). Молодец, Ксения, ты поймала все пузыри!

III. Итог занятия

Подведение итогов занятия, перечисление выполненных упражнений, обозначение успешных моментов, ритуал прощания.

«До свидания, Влад!                      Педагог указывает рукой на ребёнка

Пока, пока, пока!                           Педагог машет ребёнку рукой

До свидания, Ксюша!

Пока, пока, пока!»

Дифференцированный и индивидуальный подход

 

Разноуровневые задания. Детям оказывается индивидуальная развернутая помощь при выполнении заданий.

 

Список использованных источников

 

1. Игры-занятия с детьми с нарушениями умственного и речевого развития: Кн. для логопеда. Из опыта работы/А. В. Гришвина, Е. А. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. М.: Просвещение, 1988.— 93с.

2. Печерога, А.В. Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печерога. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с.

3. Стребелева, Е. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: метод. пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2006. – 160 с.

свернуть