Советы психолога
Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В.В. Бойко)
05.12.2023Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к
лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать
как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
- Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным
переменам, а не злословию и обидам.
- Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать
свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать, прежде всего, социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
- Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле.
Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
- Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
- Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует
произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись,
что партнер в состоянии их воспринять.
- Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт,
решать своевременно, обдуманно и спокойно.
- Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
- Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
- Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
- Использовать техники снижения эмоционального напряжения.
Подготовила: Садовская А.Ю., педагог-психолог
Источник: Бойко В.В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие. СПб., 1997
Поддержание психологического комфорта на занятиях и уроках
18.11.2021Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Благоприятный психологический климат на занятии и уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных ребенком и самим учителем, определяет позитивное воздействие на здоровье.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Психологический комфорт необходим для успешного развития и успешного усвоения знаний; благоприятного физического и эмоционального состояния. Источником психологического комфорта является:
- положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником.
При благоприятном психологическом комфорте наблюдается:
- доброжелательность;
- защищённость;
- мобильность;
- оптимизм;
- инициативность;
- работоспособность;
- свобода «Я».
При неблагоприятном психологическом комфорте наблюдается:
- агрессивность;
- незащищенность;
- леность;
- зажатость;
- пессимизм;
- пассивность.
Что мешает психологическому комфорту учителя:
- физическая и психологическая напряжённость труда;
- постоянное оценивание со стороны различных людей;
- высокий уровень ответственности;
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
- разные стили управления педагогическими кадрами.
Что мешает психологическому комфорту учащихся:
- неуверенность в себе;
- повышенная утомляемость;
- замедленность темпа деятельности;
- повышенная потребность во внимании;
- повышенная двигательная активность;
- трудности переключения с одной деятельности на другую.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
- Учитель должен приходить на занятия с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель.
- Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
- Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на занятии.
- Неумеренное поощрение или наказание приносят вред.
- Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский).
- Учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
- Приходить в кабинет нужно немного раньше занятия. Убедиться, все ли готово к нему. Стремиться к организованному началу занятия.
- Начинайте занятие энергично.
- Увлекайте детей содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы.
Что можно сделать для сохранения психологического комфорта:
- учет эмоционально-личностных особенностей детей;
- выбор и корректировка стиля общения;
- создания ситуации успеха;
- учет физиологических особенностей.
Золотые правила психологического комфорта:
- Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Самый приятный звук для человека – это его имя.
- Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя.
Педагогические приемы для создания благоприятного психологического комфорта:
- настрой на занятие;
- использование эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок;
- игровые технологии;
- создание ситуации успеха;
- физкультминутки;
- музыкальные минутки;
- словесные поощрения детей;
- рефлексия.
Заповеди учителя
- Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
- Не навреди! Ищи в детях хорошее.
- Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
- Не приписывай успех себе, а вину ученику.
- Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
- На уроке создавай ситуацию успеха.
- Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
- Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
- Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
- Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
- Оценивай поступок, а не личность.
- Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В ваших руках возможность создать на уроках и занятиях такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя комфортно.
Информацию подготовила педагог-психолог Садовская А.Ю.
Памятка для педагогов «Как избежать насилия в семье»
Первые уроки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Постоянно испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И, в конце концов, из жертвы сами превращаются в агрессора.
Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:
- Физического
- Словесного
- Эмоционального
- Духовного
- Экономического оскорбления
С целью:
- Контроля
- Запугивания
- Внушения чувства страха.
Причины жестокого обращения с детьми:
- безработица или низкая материальная обеспеченность;
- алкоголизм одного или обоих родителей;
- одиночество или распавшийся брак;
- слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;
- физическое или психическое переутомление;
- незрелость родителей;
- эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
- отсутствие привязанности к ребенку;
- чрезмерная требовательность;
- рождение другого ребенка;
- большое количество детей.
Признаки, свойственные жертвам физического насилия:
- Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения;
- В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;
- В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.
Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:
- Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;
- Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;
- Беспокойство, тревожность;
- Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость. Угодливость, заискивание;
- Склонность к уединению;
- Плохая успеваемость;
- Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;
- Нарушение аппетита;
- Суицидальные угрозы и попытки самоубийства.
Действия в случае выявления жестокого обращения
Классный руководитель:
- Сообщение специалистам СППС и руководству УО о выявленном случае жестокого обращения.
- Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
- Оказание моральной поддержки ребенку.
Социальный педагог:
- Уведомление РОВД о выявленном факте.
- Составление социально-педагогической характеристики семьи.
- Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.
- Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.
Педагог-психолог:
- Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.
- Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком
- Оказание экстренной помощи (индивидуальное консультирование ребенка).
- Длительное сопровождение (арт- терапия, песочная терапия, и др.).
Педагогу говорить с родителями о непозволительности жестокого обращения с детьми крайне трудно. Со стороны разбушевавшегося родителя происходит мгновенная реакция отторжение: «Не вмешивайтесь!». Попытка учителя призвать родителей не запугивать ребенка жестокими наказаниями за провинность наверняка будет встречена в штыки. Но именно поэтому возвращаться к нелегкому диалогу нужно снова и снова.
Необходимо убедить родителей, что:
- насилие не дает преимущества ни одной стороне и ведет к развалу семьи;
- любовь к родителям важнее страха перед ними;
- насилие – приобретенный способ поведения, его можно и нужно изменить.
Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение.
Для убеждения вам необходимо:
- быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
- ясно и понятно излагать доводы детям;
- проявлять выдержку и терпение;
- применяя внушающее наставление, вам необходимо
- говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
Педагог-психолог Горбачевский В.В.